Найти тему
Перо и Пыль Истории

Какие пророческие предсказания сделал Дельфийский оракул

Оглавление

В Дельфийском Оракуле таинственная жрица Аполлона, Пифия, передала пророчества бога. Вот пять увлекательных пророческих заявлений, которые помогли сформировать древнегреческую цивилизацию.

Реконструкция святилища Аполлона в Дельфах, Альбер Турнер, 1894, Wikimedia Commons; с Оракулом, Биакка Камилло Миола, 1880, Музей Дж. Пола Гетти
Реконструкция святилища Аполлона в Дельфах, Альбер Турнер, 1894, Wikimedia Commons; с Оракулом, Биакка Камилло Миола, 1880, Музей Дж. Пола Гетти

Ландшафт Древней Греции был усеян религиозными местами и святилищами, некоторые из которых также были домом для оракулов. Каждый оракул был связан с определенным божеством. У Зевса, царя богов, были святилища оракулов как в Олимпии, так и в Додоне. Однако самым важным оракулом на протяжении всей греческой истории был Дельфийский оракул . Здесь божественная мудрость и пророчества бога Аполлона передавалась таинственной жрицей Пифией. Люди приезжали в Дельфы со всей Греции и из-за ее пределов в надежде услышать слова Аполлона.

Кем на самом деле был Дельфийский оракул?

Резная костяная пластина с изображением бога Аполлона, прислонившегося к дереву , III–IV вв. н. э., Художественный музей Уолтерса.
Резная костяная пластина с изображением бога Аполлона, прислонившегося к дереву , III–IV вв. н. э., Художественный музей Уолтерса.

Консультация с богами была одним из краеугольных камней древнегреческой религии . Люди верили, что установление линии связи с божеством может предоставить им доступ к божественной мудрости. Некоторые также надеялись на личную благосклонность божества и приносили подношения, чтобы умилостивить соответствующего бога или богиню.

Будучи богом пророчества, Аполлон был естественным выбором для тех, кто хотел узнать, что ждет впереди. Но чаще всего консультации в Дельфах можно было бы лучше описать как передачу божественного совета, а не пророчества. Посетители задавали конкретный вопрос, и Пифия отвечала, иногда в форме загадки или строки стиха.

Краснофигурный кратер-колокол, изображающий Ореста, посещающего Пифию в Дельфах, чтобы просить помощи у Аполлона и Афины, IV в. до н. э., Британский музей
Краснофигурный кратер-колокол, изображающий Ореста, посещающего Пифию в Дельфах, чтобы просить помощи у Аполлона и Афины, IV в. до н. э., Британский музей

Пифия была скорее агентом Аполлона, чем его жрицей. У нее была уникальная роль быть проводником , через которого слова передавались от бога к смертному. Перед каждым днем ​​консультаций она очищалась в кастальском источнике около святилища, готовясь к своей задаче.

Процесс консультаций был сложным и ограниченным. Доступ к Дельфийскому оракулу предоставлялся только один раз в месяц в течение девяти месяцев в году. Считалось, что Аполлон проводил зимние месяцы в более теплых краях. Это означало, что в году было всего девять доступных дней. Любой мог посетить Пифию, но существовала иерархия в зависимости от того, откуда вы приехали. Посетители варьировались от частных лиц до представителей городов-государств и богатых, экзотических царей. Но в поисках слова Аполлона все смертные были равны.

Почему Дельфийский Оракул был так важен?

Храм Аполлона в Дельфах, фотография автора
Храм Аполлона в Дельфах, фотография автора

Святилище в Дельфах, вероятно, возникло из небольшого, относительно незначительного поселения. Мало что известно о его ранней истории, и все древние источники расходятся во мнениях о происхождении этого места. Некоторые говорят, что это было место захоронения бога Диониса. Другие источники утверждают, что Дельфы были домом древней богини-матери Геи. Эта древняя родословная и ранние связи с важными божествами позже добавили статус оракулу и его утверждениям.

Уникальное местоположение Дельф также имело основополагающее значение для его успеха как международного религиозного места. Древние греки верили, что Дельфы обозначали пуп известного мира и были установлены как таковые Зевсом. Необычный маркерный камень, или омфалос, был найден на месте и, как полагают, указывает точное центральное место.

Камень Омфалос из Дельф, эллинистическая эпоха, Министерство культуры Греции
Камень Омфалос из Дельф, эллинистическая эпоха, Министерство культуры Греции

Горное расположение Дельф также находилось на важном торговом пути из Коринфа в северную Грецию. Это означало, что посетители могли сравнительно легко добраться до отдаленного места.

Возможно, самое важное из всего, что Дельфы были независимыми. Место не было прикреплено к крупному городу-государству, но находилось под защитой совета представителей, известного как Амфиктиония. Это означало, что Дельфы могли занимать нейтральную позицию во внутренних войнах и национальных кризисах.

Важность Дельфийского оракула была бы очевидна любому древнему посетителю. На месте были выставлены огромные богатства. Храмы, здания сокровищниц и огромные статуи были посвящены городами по всей Греции и за ее пределами. Каждый хотел присутствовать в Дельфах, чтобы обозначить свою собственную силу и значимость в мире, где все больше царила конкуренция.

1. Ликург Спартанский: самая необычная консультация

Мраморный портретный бюст Ликурга (римская копия греческого оригинала), начало II в. н. э., Музей Прадо, Мадрид
Мраморный портретный бюст Ликурга (римская копия греческого оригинала), начало II в. н. э., Музей Прадо, Мадрид

Ликург занимает особое место в истории древнегреческой цивилизации как реформатор спартанского государства. Он жил в VIII веке до н. э., но о его жизни известно немного конкретных подробностей. Его визит к Дельфийскому оракулу является одним из самых ранних и странных записей. Историк Геродот дает отчет об этом эпизоде, написанный три столетия спустя. Никакого осязаемого контекста для консультации Ликурга не приводится, а слова Пифии весьма необычны:

"Ликург, вот ты где. Ты пришел в мой богатый храм,
Возлюбленная Зевса и всех обитателей Олимпа.
Должен ли я обращаться к тебе в моем пророчестве как к богу или как к человеку?
Я думаю, было бы лучше называть тебя богом, Ликург.
Геродот, Истории , 1.65
Ликург советуется с Пифией , Эжен Делакруа , около 1840 г., Музей искусств Мичиганского университета
Ликург советуется с Пифией , Эжен Делакруа , около 1840 г., Музей искусств Мичиганского университета

Спартанцы считали, что после этого заявления Пифия дала указания о том, как реформировать Спарту и превратить ее в великое и могущественное государство. Говорят, что Ликург использовал этот совет, чтобы внести фундаментальные изменения в спартанское общество. Он адаптировал каждую часть жизни, от образования до брака, с единственной целью — создать военное государство, населенное выдающимися воинами.

Это был примечательный эпизод в истории Дельфийского оракула. ​​Пифия явно обращается к Ликургу как к богу. Этот уровень почтения практически уникален для высказываний оракула и предполагает, что Ликург равен самому Аполлону. Эта необычная встреча также ознаменовала поворотный момент в истории Спарты. Она проложила путь к тому, чтобы Спарта стала одним из величайших городов-государств Древней Греции, и дала Ликургу почти мифический статус.

2. Солон Афинский: закладывая основы демократии

Мраморный портретный бюст Солона (римская копия греческого оригинала), около 90 г. н. э., Национальный археологический музей Неаполя, Коллекция Фарнезе
Мраморный портретный бюст Солона (римская копия греческого оригинала), около 90 г. н. э., Национальный археологический музей Неаполя, Коллекция Фарнезе

Спарта была не единственным городом-государством в Греции, которому пришлось благодарить Дельфийского оракула за многое. Афины также пережили крупные социальные и политические реформы в результате посещения священного места. Около 594 г. до н. э. Солон, ведущая фигура в афинской политике, проконсультировался с Пифией о состоянии своего родного города. В то время в афинском обществе доминировала аристократическая элита, а городом управляла череда тиранов. Солон почувствовал, что пришло время для радикальных перемен, и попросил совета у оракула.

Один из ответов был следующим:

«Стань теперь среди кораблей, ибо ты — кормчий Афин. Крепко держи штурвал в своих руках; у тебя много союзников в твоем городе».

Солон воспринял это как возможность увести Афины от их нынешней политической системы и не править как тиран.

Оракул , Бьякка Камилло Миола , 1880, Музей Дж. Пола Гетти.
Оракул , Бьякка Камилло Миола , 1880, Музей Дж. Пола Гетти.

Солон провел далеко идущие конституционные реформы , которые принесли пользу широким слоям населения, а не только элите. Эти изменения включали введение судов присяжных, пропорционального налогообложения и прощения прошлых долгов, чтобы позволить бедным восстановить свою жизнь.

В благодарность Дельфам новый закон требовал от магистратов при вступлении в должность приносить публичную клятву всегда поддерживать справедливость. Если они нарушали клятву, они должны были посвятить Дельфам статую из чистого золота в натуральную величину.

Потребовалось время, чтобы воплотить в жизнь весь объем законов и реформ Солона. Но в течение следующего столетия можно было увидеть, как они проложили путь к расцвету первой демократии. Поэтому визит Солона в Дельфы имел широкомасштабное влияние на будущее западной цивилизации и ее политических институтов.

3. Крез Лидийский: чего следует избегать при общении с Пифией

Мраморный бюст Геродота , II в. н.э., Музей Метрополитен
Мраморный бюст Геродота , II в. н.э., Музей Метрополитен

Крез был царем Лидии, области, которая сейчас является частью современной Турции. Он правил примерно с 560 по 546 год до н. э. и известен как один из самых богатых людей, когда-либо живших. Древний историк Геродот дает подробный отчет о его жизни. Геродот уделяет большое внимание высокомерию Креза, которое напрямую приписывается его власти и богатству. Это очень четко подчеркивается в его визитах к Дельфийскому оракулу.

В начале своего правления Крез пожелал выяснить, какой из оракулов был самым точным. Поэтому он придумал тест, чтобы увидеть, какой из них давал самый точный ответ. Он попросил каждого оракула сказать, что он делал в определенный момент времени, вопрос, на который только он знал ответ. Неудивительно, что Пифия дала правильный ответ. Крез был должным образом впечатлен и отправил большое количество золотых и серебряных пожертвований в Дельфы .

Краснофигурная вазовая роспись, изображающая побежденного Креза на погребальном костре , до того, как его спас Аполлон, V в. до н. э., Лувр
Краснофигурная вазовая роспись, изображающая побежденного Креза на погребальном костре , до того, как его спас Аполлон, V в. до н. э., Лувр

Вскоре он начал разрабатывать планы вторжения в своего могущественного соседа Персию. Поэтому он снова отправился в Дельфы, чтобы попросить совета у Пифии, и вот что ответил Аполлон:

«Если вы пойдете войной на персов, вы разрушите великую империю».

Однако Крез совершил фатальную ошибку и не обдумал этот ответ тщательно. Он просто предположил, что ссылка на «великую империю» означает Персию. Вскоре после начала войны Крез перерастянул свою армию и вскоре оказался побежденным и плененным персами. По иронии судьбы, Аполлон в конце концов сжалился над ним и спас его от казни.

История Креза дает предупреждение о том, как не следует толковать пророческие высказывания. Рассказ Геродота показывает важность тщательного рассмотрения божественного слова и опасности высокомерных предположений.

4. Афины и персидские войны: случай осторожной расшифровки слов оракула

Раскрашенная вручную гравюра Ксеркса I, опубликованная Жераром де Жоде , около 1585 г., Британский музей
Раскрашенная вручную гравюра Ксеркса I, опубликованная Жераром де Жоде , около 1585 г., Британский музей

Многие высказывания оракулов из Дельф были двусмысленными как по тону так и по содержанию. Некоторые ученые полагают, это было связано с тем, что слово бога не предназначалось для непосредственного понимания простыми смертными. Человеческие знания и понимание были ограничены по сравнению с божественной мудростью. Поэтому была необходима осторожная интерпретация.

Ярким примером этого является заявление, данное афинской делегации незадолго до персидского вторжения в южную Грецию в 480 г. до н. э. во главе с царем Ксерксом I. Афинский контингент союзных греческих войск с нетерпением ждал совета от оракула относительно исхода войны.

Сначала Пифия недвусмысленно сказала им отступить и бежать, пока они еще могут. Афиняне были потрясены этим и снова собрались на совет. На этот раз ответ был длиннее и сложнее. Особенно выделялись две строки:

«Зевс дальновидный дарует тебе… стену из дерева».
Только это останется нетронутым и поможет вам и вашим детям».
Геродот, Истории, 7.141
Битва при Саламине , Вильгельм фон Каульбах , 1868, Максимилианеум баварского парламента
Битва при Саламине , Вильгельм фон Каульбах , 1868, Максимилианеум баварского парламента

Эта неопределенная ссылка на «стену из дерева» вызвала много путаницы, когда посольство вернулось в Афины. Некоторые считали, что это деревянный частокол, окружающий Акрополь . Другие считали, что фраза относится к деревянным кораблям-триремам и что им следует построить свой флот и вступить в бой на море.

В конце концов, именно последнее оказалось верным. Афиняне подготовили свои корабли и сумели победить персов в морской битве при Саламине позднее, в 480 году до нашей эры. Это событие ознаменовало начало ухода персов из Греции и возвращения свободы греческому миру. Пророческое заявление из Дельф имело решающее значение для успеха греков. Не менее важным было тщательное рассмотрение и толкование божественных слов Аполлона.

5. Александр Македонский: конфликт с Пифией

Золотая монета (тетрадрахма) с изображением Александра Македонского и Афины , около 297—281 гг. до н. э., Британский музей.
Золотая монета (тетрадрахма) с изображением Александра Македонского и Афины , около 297—281 гг. до н. э., Британский музей.

Как мы видели, некоторые из великих деятелей греческой истории имели важные визиты к Пифии, основанные на взаимном уважении и понимании. Однако у Александра Македонского были не совсем гармоничные отношения с Дельфийским оракулом.

В начале своего правления в 336 г. до н. э. молодой Александр отправился в Дельфы, чтобы проконсультироваться с Пифией по поводу его предполагаемой кампании против Персии. Но он прибыл в день, не отведенный для консультаций, и его попросили вернуться в другой раз. Это разозлило молодого царя Македонии. Легенда гласит, что Александр заставил Пифию выйти и дать заявление. Источники различаются относительно природы этой силы. Некоторые утверждают, что Александр держал Пифию за волосы и тащил ее в храм Аполлона для консультации. Оказавшись на месте, Пифия, как говорят, просто заявила:

«Парень, ты непобедим»
Эмалированная тарелка с изображением Александра Македонского, едущего в битву на одном из своих слонов , эмаль Колина Нуайера, около 1541 г., предоставлена ​​Метрополитен-музеем
Эмалированная тарелка с изображением Александра Македонского, едущего в битву на одном из своих слонов , эмаль Колина Нуайера, около 1541 г., предоставлена ​​Метрополитен-музеем

Александр был удовлетворен этим ответом и должным образом начал свое успешное наступление на Персию . Современные ученые оспаривают , что эта встреча действительно имела место. Многие полагают, что это был вымышленный рассказ, придуманный задолго до того, как истинный масштаб военного успеха Александра стал очевиден.

Даже если эта встреча была мифом, царь никогда не совершал посвящения лично в Дельфах. Его самые щедрые дары всегда были сосредоточены на оракуле в Олимпии, как будто для того, чтобы пренебречь Дельфами ( Скотт, 2014, стр. 164 ). Похоже, что во время его невероятной жизни Александр не питал особой любви к Дельфийскому оракулу. Его непобедимость также была недолговечной. Александр умер от болезни на пике своего успеха в возрасте всего 32 лет.

Дельфийский оракул и его роль в истории Древней Греции

Краснофигурная чаша для питья с изображением Пифии, дающей совет в Дельфах , V в. до н. э., Государственный музей, Берлин
Краснофигурная чаша для питья с изображением Пифии, дающей совет в Дельфах , V в. до н. э., Государственный музей, Берлин

Дельфийский оракул сделал бесчисленное множество заявлений на протяжении своей тысячелетней истории. Но из пяти рассмотренных выше эпизодов очевидна его ключевая роль в истории Древней Греции. Оракул сыграл свою роль во многих ключевых эпизодах , которые сформировали древнегреческую цивилизацию. От определяющих эпоху персидских войн, решающей битвы между Востоком и Западом, до огромного расширения империи Александром Македонским. Но, возможно, еще более важной была его помощь в развитии государств, обществ и культур. Такие города-государства, как Афины и Спарта, были в большом долгу перед Дельфами. В частности, древняя афинская политика и культура продолжают оказывать глубокое влияние на западную цивилизацию и по сей день