Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Познакомьтесь с айнами, коренным народом Японии

Оглавление

Загадочный и непонятый народ айну — древний коренной народ, который до сих пор считает Японию своим домом.

Айны, коренные жители Хоккайдо, — один из древнейших коренных народов Японии. Их уникальная культура, язык и история существовали ещё до создания современной Японии и отличают их от остальной части страны.

Проживая на севере Хонсю, Хоккайдо и в некоторых частях Сахалина и Курильских островов, айны на протяжении веков сохраняли свою особую культурную самобытность, несмотря на растущее давление с целью ассимиляции с доминирующей культурой Японии.

Айны — один из самых малоизвестных народов Восточной Азии, имеющий интересное происхождение и богатую культуру.

Происхождение айнов

Группа айнов, 1904 год. Источник: Wikimedia Commons
Группа айнов, 1904 год. Источник: Wikimedia Commons

Точное происхождение народа айну долгое время было предметом споров историков, антропологов и археологов. Господствующая теория заключается в том, что они являются потомками раннего народа Дзёмон, древнего общества охотников и собирателей , которое кочевало по Японским островам около четырнадцати тысяч лет назад. Ранние жители Дзёмон славились своим использованием керамики со сложными узорами, отличавшими их от более поздних коренных народов. Сохранившиеся останки людей Дзёмон с тех пор изучались антропологами, которые определили, что они генетически более тесно связаны с айну, чем с какой-либо более поздней этнической группой, населяющей современную Японию.

На протяжении тысячелетий Японский архипелаг был свидетелем миграций множества народов азиатского континента, включая народ яёй, прибывший около 300 г. до н. э. и принесший с собой рисоводство, металлообработку и новые технологии. В то время как вновь прибывшие этнические группы смешивались с коренными народами Японии эпохи дзёмон, изолированные северные регионы страны были малонаселены, а жившие там айны вели менее интегрированный образ жизни. Эта отчужденность от основной части Японии привела к формированию у них уникальной культуры, которая сохраняла свою самобытность, включая обычаи и язык.

Многие историки полагают, что, несмотря на свою изолированность, айны могли подвергнуться влиянию соседних культур с Дальнего Востока России , в частности, нивхов и уйльта, с которыми у них есть некоторые общие культурные и генетические черты. Эти общие черты привели некоторых антропологов к выводу, что айны были частью широкой сети народов, торговавших по всей Северной Азии и имевших больше общего со своими северными соседями, чем с теми, кто жил в центре и на юге Японии.

Ключевые компоненты культуры айнов

Татуированная женщина-айну, 1931 год. Источник: Public Domain / Wikimedia Commons
Татуированная женщина-айну, 1931 год. Источник: Public Domain / Wikimedia Commons

На протяжении всего своего досовременного существования айны вели полукочевой образ жизни, занимаясь охотой и собирательством и завися от природных условий. Айны активно ловили рыбу в реках Хоккайдо и охотились на медведей и оленей в лесах. В отличие от народов яёй, живших на юге, они не развивали рисоводство, а вместо этого полагались на дикие растения и животных для пропитания и торговли. Суровая, но в то же время богатая экосистема Хоккайдо оказала значительное влияние на их образ жизни, препятствуя оседлому образу жизни и подталкивая к более кочевому.

Несмотря на такой образ жизни, айны строили постоянные жилища, известные как тисэ , которые строились из таких материалов, как бамбук, дерево и солома. Чисэ обычно собирался в деревне, называемой котан , состоявшей из нескольких семей и часто располагавшейся недалеко от реки, которая обеспечивала пропитание и транспорт. В общине айнов существовала строгая социальная иерархия, в которой старейшие мужчины деревни играли главенствующую роль.

В обществе айнов мужчины в основном занимались охотой и собирательством, а женщины вносили свой вклад, собирая съедобные растения и занимаясь ткачеством. Женщины также были ответственны за практику анчи-пири , когда женщин украшали татуировки вокруг рта и рук. Эти отметины считались признаками красоты и зрелости. Татуировки также имели религиозный смысл, поскольку айны верили, что злые духи не смогут проникнуть в тело после смерти, если на его губах есть татуировка.

Духовность айнов

Церемония Иоманте, Хирасава Бёзан, 1875 год. Источник: Wikimedia Commons.
Церемония Иоманте, Хирасава Бёзан, 1875 год. Источник: Wikimedia Commons.

Духовные верования и практики айнов были чрезвычайно сложными и являются одним из самых уникальных аспектов их изолированной культуры. Система верований айнов основывалась на анимизме – вере в то, что все аспекты природы, особенно животные, растения, горы и реки, населены божественными духами, известными как камуй . Примечательно, что дух мог обладать как злобными , так и благожелательными качествами в зависимости от толкования знаков и символов. Самым почитаемым из всех духов животных был медведь, который считался живым воплощением горного бога.

Сложная церемония Иоманте была одним из самых священных ритуалов айну и составляла ключевую часть их религиозных верований. Во время ритуала Иоманте медвежонка забирали из дикой природы, растили его в общине айну, относились к нему с почтением и поклонялись ему как живому воплощению камуя . Когда медведь достигал зрелости, его приносили в жертву, а мясо съедали и распределяли среди общины, освобождая дух из земного плена и принося пользу общине. Айну верили, что после жертвоприношения дух медведя поднимется в духовный мир и расскажет другим камуям о доброте, которую он испытал, живя среди людей, тем самым обеспечивая деревню благими вестями.

Помимо медведя, другие животные, такие как совы, волки и лисы, имели особое значение для айнов и почитались ими как боги. В их честь они проводили особые ритуалы и исполняли танцы, призванные поддерживать гармонию между миром живых и миром духов . Духовность айнов глубоко проникала во все аспекты их культуры, влияя на их искусство, мифологию и повседневную жизнь.

Изучение языка айну

Свадебная церемония айнов, 2007 год. Источник:  Wikimedia Commons.
Свадебная церемония айнов, 2007 год. Источник: Wikimedia Commons.

Несмотря на наличие нескольких общих слов и фраз с японским языком , язык айну считается совершенно уникальным, то есть не связанным ни с одной другой языковой группой. Происхождение языка айну до сих пор неизвестно. Существуя преимущественно как устная система общения без письменности, язык передавался из поколения в поколение через сказания, песни и религиозные ритуалы. В результате устная традиция айну невероятно разнообразна, включая эпические сказания, известные как юкар, которые передаются из поколения в поколение членами семьи.

Помимо устного творчества, айны передавали свои верования посредством песен, называемых уппопо, которые исполнялись во время таких мероприятий, как церемония Иоманте. Эти песни также охватывали такие повседневные темы, как повседневная жизнь, природа и исторические события. Для айнов пение было не просто способом скоротать время; это был способ передать важную информацию молодым членам общины.

После столетий интеграции и маргинализации со стороны японоязычного материка язык айну сегодня считается находящимся под угрозой исчезновения. Считается, что осталось всего около сотни носителей этого языка, хотя усилия по его сохранению набирают обороты. В настоящее время реализуются проекты по сохранению языка, а устное творчество айну записывается для будущих поколений.

Контакты между айнами и материковой Японией

Группа современных айнов, 2003 г. Источник: Wikimedia Commons
Группа современных айнов, 2003 г. Источник: Wikimedia Commons

Исторические отношения между коренными жителями японских островов и народом айну длительные и сложные. Годами айну торговали с японцами такими товарами, как шкуры животных, сушёная рыба и меха, в обмен на металлические инструменты и другие товары. Однако к XIII веку поселенцы с материка начали всё дальше вторгаться в священные охотничьи угодья айну на Хоккайдо, что в конечном итоге привело к обострению конфликта между двумя народами.

Этот конфликт достиг апогея во время восстания Косямайн в 1457 году, когда часть айну восстала против японских поселенцев. Хотя восстание было подавлено превосходящими силами японцев, атмосфера напряжённости сохранялась. В период Эдо княжество Мацума взяло под контроль большую часть южного Хоккайдо и установило торговую монополию в регионе, что ещё больше оттеснило местных торговцев-айну.

Один из самых переломных периодов для айну пришёлся на период Реставрации Мэйдзи в 1868 году, когда японский император попытался консолидировать контроль над разрозненными регионами островного архипелага. В это время Хоккайдо был официально аннексирован Японией, и айну были вынуждены ассимилироваться в японское общество. Ряд их традиционных обычаев был запрещён, их заставили выучить японский язык и сменить имена. В 1899 году был предложен Закон о защите бывших аборигенов Хоккайдо в качестве правовой основы, которая должна была способствовать обеспечению прав айну в японском государстве, но вместо этого он послужил механизмом принудительного изъятия земель, принадлежавших айну.

Упадок айнов

Реконструкция традиционного дома айнов, 2013 г. Источник: Wikimedia Commons
Реконструкция традиционного дома айнов, 2013 г. Источник: Wikimedia Commons

С началом XX века насильственная ассимиляция айну в японское общество стала одной из ключевых целей правительства эпохи Мэйдзи. Новые законы нарушили традиционный уклад жизни; земли были конфискованы и преобразованы в сельскохозяйственные угодья, а затем заселены японскими фермерами. В результате айну не смогли заработать себе на жизнь и, лишившись традиционных охотничьих угодий, нашли работу на фермах и в шахтах.

Более того, японское правительство запретило проведение некоторых церемоний, таких как церемония засылания медведя, и полностью препятствовало использованию языка айну . По мере модернизации Японии в академической среде страны сложился консенсус о том, что айну были примитивным народом, находящимся на грани вымирания. Эта официально утверждённая точка зрения привела к повсеместной дискриминации айну и их вытеснению на обочину японского общества. Сегодня язык айну, некогда распространённый на Хоккайдо, практически исчез, и в Японии осталось всего лишь десять тысяч человек.