Сегодня решил рассказать о сказке. Мама очень любила сказки, но вот только их хороших снято очень мало, к сожалению. Эту мы смотрели в последний раз в конце прошлого 2023 года...
На самом деле эта картина была в советском кинопрокате с 1 сентября 1986 года, но мы тогда уже редко ходили в кинотеатр, и как-то это событие прошло для нас незаметно. Впервые эту сказку я уже увидел дома на видеокассете, которую принёс Папа. И я так и просидел перед телевизором от её начала до самого конца...
Начало было такое как и должно было быть в хорошей сказке... Сказочный тёмный лес... таинственные путники у костра и... страшные истории...
Практически полностью фильм был снят на Bavaria Studios в Мюнхене, ФРГ. Только уличная сцена, где местные гопники бегут за Бастианом, снималась в канадском Ванкувере, да ещё пляж с водопадом был снят в Испании.
Это экранизация романа "Бесконечная история" 1979 года немецкого писателя Майкла Энде (настоящее имя - Михаэль Андреас Хельмут Энде). Вначале он был рад, что его сказка будет экранизирована. Он даже получил за это 50 000 долларов. Энде работал с режиссёром Вольфгангом Петерсеном в качестве консультанта по сценарию. Однако позже Петерсен взял и переписал сценарий на свой лад, не посоветовавшись с Энде. В итоге автор был в ярости, что сюжет сильно отклонился от его книги, что Энде потребовал либо остановить съёмки, либо изменить название фильма. Но продюсеры просто проигнорировали его. Энде подал на них в суд, но, как и следовало ожидать, проиграл дело. В общем автор романа был зол и разочарован экранизацией своего произведения.
Великолепная музыка и песня к фильму наверняка вам знакомы. Партитуру к "Бесконечной истории " написал Клаус Дольдингер из немецкой джазовой группы Passport. А вот музыкальная тема английской версии фильма была уже написана Джорджио Мородером на стихи Кита Форси. Исполнили песню Кристофер "Лимал" Хэмилл, в прошлом вокалист Kajagoogoo, и Бет Андерсон.
Итак... У 10-летнего Бастиана Бакса умерла мама... Он живёт с отцом и сильно тоскует по маме. В школе парнишка буквально изгой, его обижают и над ним издеваются. Его лучшие друзья - это книги с увлекательными приключениями. Даже в учебнике по математике он нарисовал единорогов, чем разозлил учительницу и расстроил отца, который советует сыну перестать фантазировать и смотреть жизни прямо в глаза...
Однажды, по дороге в школу, к Бастиану снова пристаёт троица хулиганов и начинает его преследовать по улицам. Мальчик убегает от них, прячась в книжной лавке загадочного мистера Кореандера, который в этот момет как раз читал какую-то книгу. Бастиан заинтригован её диковинной обложкой и интересуется о чём она, но старик не советует её читать, заверяя, что это не "безопасная" история, и совсем не похожа на все другие книги. Теперь и вовсе охваченный любопытством, Бастиан тайком крадёт книгу под названием "Бесконечная история", но при этом оставляет записку с обещанием вернуть её. Тем временем, занятия в школе уже начались и Бастиан опоздал. Поэтому он залезает на чердак, чтобы почитать новую книгу...
В ней описывается сказочная страна под названием Фантазия, которую медленно пожирает зловещая сила под названием "Ничто"... Ну прямо как с нами произошло и происходит... Императрица, правящая Фантазией, ещё сама ребёнок, да к тому же ещё и заболела. Совсем юному воину Атрейю (Ноа Хэтэуэй) поручено найти для неё лекарство. Все решили, что как только Императрица (Тами Стронах) поправится, Ничто больше не будет угрозой для Фантазии. Атрейю вручают волшебный амулет, который может направлять его и защищать в опасном путешествии, полном приключений. Но Ничто отправляет вслед за Атрейю злобное и очень хитрое, похожее на волка, существо по имени Гморк. Ему приказано убить мальчика-воина.
Сначала Атрейю вместе с верным конём Артаксом добирается до Болот Печали, где живёт Древняя Морла - мудрое существо, похожее на гигантскую черепаху. Но эти болота таят в себе смертоносную трясину, погружаясь в которую, путника охватывает глубокая печаль, он сдаётся и тонет.
Так случится самый тяжёлый эпизод в этой сказке. Помню, что я даже вытирал слёзы перед телеэкраном. Любимого коня Атрейо, Артакса, охватывает печаль, и он... тонет в трясине, оставляя убитого горем Атрейо в полном одиночестве... Очень тяжёлая сцена. Всегда тяжело когда погибают животные - наши лучшие друзья...
Атрейю продолжает путь, хотя одному это и вовсе очень трудно. Ещё и Морла оказалась бестолковой - никаких ответов у неё нет. Вместо помощи советом, она отправляет Атрейю к Южному Оракулу, находящемуся на расстоянии десяти тысяч миль, а сама снова погружается в вечный сон. А Гморк уже совсем близко. Измученного Атрейю начинает одолевать печаль. Он чуть было не тонет в болоте, но его спасает из трясины и лап Гморка сказочный Дракон Фалькор.
Он уносит его далеко-далеко, к хижину двух гномов, Ургл (Патрисия Хейс) и Энгивуку (Сидни Бромли), которые живут как раз неподалёку от ворот Южного Оракула. Их несколько и каждый надо преодолеть через испытания. Атрейю проходит первые врата, но теряется, когда вторые врата — зеркало, которое раскрывает истинное "я", — показывает ему мальчика, в котором ошарашенный Бастиан, читая, узнаёт самого себя... Атрейю всё-таки добирается до Южного Оракула, который говорит ему, что единственный способ спасти Императрицу - найти человеческого ребёнка, который живёт за пределами Фантазии, чтобы тот дал ей новое имя. Бастиан пока не понимает, что речь идёт о нём, и потому размышляет вслух, что если бы спросили его, то он бы назвал Императрицу в честь своей умершей мамы... Вскоре Ничто поглощает и Южного Оракула.
Летя на спине Фалькора, Атрейю срывается и падает в Море Возможностей, при этом теряя свой волшебный амулет. Очнувшись, он видит перед собой древние руины с фресками... Эти фрески изображают его путешествие... Даже гибель Артакса... А заканчивается всё встречей с Гморком..., который себя тут же проявляет и объясняет, что Фантазия - всего лишь воображение человечества, а потому эта страна не имеет границ, в то время как Ничто является проявлением потери надежд и мечтаний этого самого человечества. Очень злободневно, не правда ли? Атрейю сражается с Гморком и побеждает его, когда Ничто уже начинает поглощать и руины с фресками.
Фалькору удаётся вернуть амулет и спасти Атрейю, но они оказываются... в пустоте, в которой остались лишь небольшие фрагменты Страны Фантазии. Они уже было решили, что проиграли эту битву, но вдруг замечают среди обломков Башню Императрицы из слоновой кости. Уже там Атрейо извиняется перед Императрицей за то, что подвёл её, но она уверяет его, что он всё выполнил с честью. Атрейю удалось привести к ней человеческого ребёнка, который всю дорогу следовал за ним... Речь идёт о Бастиане...
Императрица объясняет, что точно так же, как Бастиан следовал за Атрейю, "другие" дети следовали за Бастианом, а потому всё это и стало частью Бесконечной Истории. Когда Ничто начинает поглощать и Башню, Императрица в отчаянии умоляет бастиана дать ей новое имя, чтобы спасти Фантазию. Не веря, что он стал участником этой истории, и помня нравоучения своего отца, Бастиан отрицает сам факт происходящего сейчас с ним. Он сдаётся лишь после того, как Императрица уже напрямую обращается к нему, заверяя его, что если он не сделает того что должен, то погубит всех... Бросившись к окну на чердаке, испуганный Бастиан кричит что есть мочи: "Мунчайлд"!.. Хмм, его маму звали Лунное Дитя? Она была из индейцев?..
И тотчас Бастиан неожиданно оказывается в кромешной темноте рядом с Императрицей. Она дарит ему песчинку – всё, что осталось от Фантазии пока Бастиан собирался и едва не угробил её. Но он может вернуть Фантазию своим воображением. И Бастиан так и делает, сидя на спине дракона Фалькора! Сверху он видит восстановленную землю и её жителей, включая Атрейю и даже воскресшего Артакса! Когда дракон спрашивает, каким будет его следующее желание, Бастиан переносит дракона в реальный мир, чтобы тот преследовал и напугал школьных хулиганов. Вот по этому моменту, мне кажется, что Бастиан совсем неподходящий вариант: свои проблемы надо решать самому, а не с помощью Дракона Счастья.
В конце же фильма нам говорит голос за кадром, что у Бастиана было ещё много желаний и приключений, прежде чем он вернулся в обычный мир, но это уже другая история.
К слову, вторая часть получилась намного-намного хуже. Ну а третья, вообще не имела никакого отношения к оригинальной книге.
Так что сказка замечательная. В США она, кстати, успеха не имела и Петерсен это объяснил тем, что американцам сложно понять европейскую чувствительность. Хотя можно было бы и прямо сказать, что американцы никогда не отличались богатой фантазией, даже если судить по их собственным попыткам включить воображение. Фэнтези, комиксы и прочий бред про супер-героев, которыми им никогда не стать - вот и весь их удел. А здесь как раз сказка. Самая настоящая.
Желаю вам приятного просмотра!