Найти тему
Московская беседка

Сын звезды

О повести Константина Сергиенко «Дом на горе» (1986)

Царствие Мое не от мира сего.

(Ин. 18:36)

Прекрасная и необычайно яркая звезда упала с неба. Она покатилась по небосводу между других звезд и … упала за старыми ветками…

Оскар Уайльд. «Мальчик-звезда»

Константин Сергиенко — самый таинственный, самый мистический писатель. В нем много недосказанного, недопонятого, чудесного и необъяснимого. Во всяком случае, с точки зрения материалиста. Но в этих текстах есть важная, даже основополагающая составляющая: они все не от мира сего. Все повествуют о Жизни Вечной, так или иначе отражающейся в наших буднях. Если взглянуть на книги Сергиенко извне, из иной реальности, в которую сегодня мало кто верит, они приобретают стройность и безупречную логику. В некотором смысле эти тексты пророческие. Но обо всем по порядку.

Повесть «Дом на горе» - бесспорный чемпион по загадочности и необъяснимости. Но именно эта зыбкость, неуловимость повествования позволяет автору заглянуть очень глубоко и высоко. Глубоко — в душу человеческую, в душу художника и подростка, которого трагически не принимает мир. Высоко - в Небо. Его герой готов обнять всю Вселенную, населить мир своими чудесными образами, отдать себя ради всеобщего счастья, разобраться в самом важном и самом непостижимом, но мир отталкивает его. Исторгает из себя. Выгоняет на улицу. В небытие.

Тема сиротства получает в повести непосредственное воплощение: ее персонажи — воспитанники интерната (писатель намеренно употребляет этот термин, вместо более теплого «детского дома»), изгои, от которых шарахаются и сторонятся благополучные обыватели. Главный герой — Митя Суханов — литературный наследник героев Гофмана и Грина. Высота его помыслов, чистота и сила чувств, благородное сердце совершенно неразличимы в тусклом свете привычных будничных дней. Мир отторгает его, приписывая чужие грехи и чужую вину. Митя находится в постоянном противоречии с реальностью, он чувствует ее фальшь и несправедливость, и если пытается как-то выправить и загладить, получается только хуже. Он находится в постоянном диссонансе с реальностью, и этот диссонанс медленно, но верно убивает его. Мир распинает героя, который мог бы его спасти.

Кадр из телеспектакля "Человек из страны Грин" (1983), поставленного по роману Александра Грина "Дорога никуда". Тиррей - Александр Сергеев
Кадр из телеспектакля "Человек из страны Грин" (1983), поставленного по роману Александра Грина "Дорога никуда". Тиррей - Александр Сергеев

Подобно гриновскому Тиррею Давенанту, Митя живет мечтой. И когда эта мечта разбивается о низость реальности, он надламывается внутренне. Его сердце разбивается постепенно, по кусочкам. Митя воздвигает себе свой замок и населяет его далекими образами, частично вычитанными, частично придуманными (характерный авторский прием, открытый Сергиенко и позволяющий чувствовать себя частью большого литературного мира, где писатели и герои — все братья-сестры). Свой интернат он видит старинным замком, с которым ему жаль расставаться: он привязан к его закатам, к его весне и тому необычайному, чего он ждет всю жизнь.

Митя — историк. И он начинает копать историю того дома, где ему приходится жить:

В сознании многих народов гора представляет собой образ мира. Мировая ось проходит через ее вершину и устремляется к Полярной звезде. Гора покрыта лесом или садом, одно из деревьев самое огромное. Это древо мира, в котором содержатся соки жизни. На вершине горы живут боги, а под горой злые духи, гномы, тролли, карлы. У подножия располагается род людской. … Гора очень скромна, но если учесть, что для местных жителей мир ограничен пределами волости, то и наша Гора вполне может стать мировой, а ось мира легко протянется от ее вершины к Полярной звезде… к «stella maria maris» - надзвездной, лежащей выше всех спасительной звезде.

Но жизнь Мити началась не в интернате. Он помнит себя маленьким, помнит свет маминых глаз и тепло маминых рук. Эти воспоминания все время приходят к нему, пробуждая в сердце острую боль утраты. Дальше начинается мистика.

К. Сошинская. Иллюстрация к повести
К. Сошинская. Иллюстрация к повести

Интернат расположился в старинном замке, имеющим свою историю и свою тайну. Его построил в середине 19 века некий Барон в честь своей возлюбленной, которую он называл Непостижимой. Она сторонилась мужчин, Барон не мог добиться ее любви, но, неожиданно для всех, она забеременела. Барон приютил ее, но не мог смириться с чужим ребенком и услал его в пансион. Непостижимая скончалась от тоски и от мук. Митя близко к сердцу воспринимает эту романтическую историю — слишком близко: он чувствует соответствия и сближения судьбы сына Непостижимой и своей, угадывая в них судьбу свою и своей матери.

Не выдержав ложных обвинений, Митя совершает побег и оказывается в доме, где случайно раскапывает тайну гибели своих родителей. Он находит дневник, раскрывающий странную тайну его рождения или, скорее, дающий намек на эту тайну:

Думаю о нашем мальчике. Да, о нашем, нашем, что бы ты ни твердила! Сын звезды! Сильно сказано. Откуда ты похитила эту красивую метафору? У Оскара Уайльда? … Никогда не замечал в тебе литературности.

Митя — действительно сын звезды. Такой высокой, чистой души, такого благородного небесного света не встретить на нашей земле. Константин Сергиенко сделал любопытную вещь: он написал сказку, противоположную уайльдовской, где герой ненавидит свою мать и отвергает ее. Митя всю жизнь помнит материнскую ласку, мечтает о ней как о недостижимом и навек утраченном счастье, ведь его родители разбились в автокатастрофе, а он оказался в доме на горе. Вечным неприкаянным странником, сиротой, изгоем.

Помню, меня поразила мысль, неоднократно высказанная самыми разными людьми: если бы сегодня пришел Христос, люди не узнали бы его. И распяли бы заново. «Дом на горе» - подтверждение этой мысли. В ней есть свое непорочное зачатие, своя Мария, свой Иосиф, свои апостолы (братство Независимых), своя тайная вечеря, свой Иуда, своя Голгофа.

С. Дали. Крест святого Иоанна
С. Дали. Крест святого Иоанна

Все кончено, кончено. … Нет, я не сын звезды, я всего-навсего подкидыш Горы, жалкий и никому не нужный. Я лелеял в себе обманчивые мечтания, но жизнь сильнее всякой мечты…. Я начитался книг и кичусь своими знаниями. … Я возомнил себя талантливым человеком. При этом я некрасив, мал ростом и слаб. Чего ожидать? Был в моей жизни чудесный сон, была встреча с прекрасной девушкой. И больше ничего не будет. Да я и не достоин лучшей судьбы...

Митя возвращается в дом на горе, чтобы умереть. На свою Голгофу. Ему незачем жить. Но именно тогда, когда жизнь его исчерпала себя, он встречается с той самой милосердной звездой, stella maria maris, которую искал всю свою короткую и несчастливую жизнь.

Повесть написана очень емко: вся философия, вся поэзия, вся сложная образная система вместилась в 241 страницу так называемого «уменьшенного формата»! Но сколько в ней смысловых пластов, сколько глубины, сколько тоски по нездешнему, великому!.. Язык — одно из важнейших достоинств книги. Она написана легко и скользяще, она летит с читателем, словно птица, чье свободное парение не сталкивается ни с единой преградой. Такого ясного, чистого, прозрачного и изящного языка не встретить ни у одного классика второй половины прошлого века. Этот тончайший язык вбирает в себя жизненную философию, на которую у иных уходят целые тома.

Константин Сергиенко мыслит цветами. Основных цветов четыре или пять, но все вместе они создают симфонию любви и ненависти, в которой разворачивается наша история. Белый, синий, голубой — цвета прохлады, любви и надежды, чистого неба и звездной высоты. Красный и оранжевый — цвета смерти, насилия, мученичества и ада. Умение вычленять основные жизненные цвета повести — важнейшее художественное достижение писателя, его «умозрение в красках», создающее дополнительное образное пространство, усиливающее эффект восприятия.

К. Сошинская. Иллюстрация к повести
К. Сошинская. Иллюстрация к повести

Зависть проходит красной нитью через всю книгу. Зависть и насилие. Тема Сальери и тема Барона — основные создатели диссонансов, разрушающих высокую гармонию взаимопонимания. Разрушающие хрупкую красоту, которую удается привнести в этот мир, отравленный злобой. Помимо красок, в тексте звучит музыка. Естественно, Моцарт, и не только Моцарт. Обостренное эстетическое чувство Мити выражается в немыслимо остром восприятии музыки, как и его душевная тонкость — в немыслимой на этой земле любви. Юная скрипачка Маша — его звезда, надежда на кратковременные встречи с которой удерживает его на этой земле.

Тема Прекрасной Дамы, путеводной звезды, всепрощающей и милосердной, светится в книге особым огнем. Любовь к матери как идеальной женщине, воплощающей самоотверженную любовь, превалирует. Тема матери и тема звезды соединяются не только в метафорическом обращении к Уайльду. Продолжение (или начало) темы женщины - звезды мы встречаем в рассказе «Небо Азии», который входит в сборник, где опубликована наша повесть:

Главная звезда моей жизни сокрыта в толще пространства, она еще не коснулась меня своими лучами, не отдала живительной силы. Но я знаю, знаю, что встреча с ней предстоит. Как сильна в человеке надежда! … Этот свет проникает во все поры души, заставляя ее то болезненно сжаться, то встрепенуться в предвкушении блаженных дней.

Образ Девы Марии - Stella Maria maris
Образ Девы Марии - Stella Maria maris

Вся книга озарена надеждой. Несмотря на безотрадность, несмотря на катастрофу, надвигающуюся на нас с каждой страницей. Весь мир рушится, на наших глазах наступает всемирное зло, которое начинается распадом семей и кончается экологической катастрофой. Апокалиптический настрой прерывается снами, мечтами, надеждой… Только надежда, сильная, неустанная, держит юное сердце в этом мире. Надежда еще раз встретить любимую - высокую звезду, ради которой стоит жить. Рухнула надежда — рухнула жизнь. И началась жизнь новая, которая лежит за пределами земного существования:

Где же, где ты, «stella maria maris», звезда надзвездная? Может, потому так и не складно все на земле, что лучи твои не достигают наших сердец? Откройся, звезда. Внеси в наши души покой, разреши сомнения. Так тяжело бывает порой, что только взгляд в беспредельное небо, только встреча с тобой может вернуть надежду. Звезда спасительная! Мы … взываем к тебе. Откройся!

Константин Сергиенко (1940 - 1996) - русский писатель, поэт, автор повестей "Самый счастливый день" (1989), "Дни поздней осени" (1983), "Дом на горе" (1986), "Побочный эффект" (1983), исторических повестей "Кеес, адмирал Тюльпанов" (1975), "Бородинское пробуждение" (1977), "Тетрадь в сафьяновом переплете" (1989), "Увези нас, Пегас!" (1979), "Белый рондель" (1983), романа "Ксения" (1987), сказочных повестей "До свидания, овраг!" (1979), "Картонное сердце" (1981), рассказов "Петербургская молочница. Мимолетность", "Станция Кашира", "Небо Азии", а также сказочных детективов и комиксов.

Константину Сергиенко посвящен рассказ "Свет звезд" из цикла "Невидимые свидания"

Российская литература
0