Найти тему
Авиатехник

Искаженное восприятие и потеря контроля: что стало причиной катастрофы Airbus A320 у берегов Сочи. Май 2006 года

3 мая 2006 года экипаж самолета Airbus A320 (EK-32009) авиакомпании "Армавиа" выполнял ночной заход на посадку в аэропорту Сочи в сложных метеоусловиях.

Диспетчер аэропорта дал команду прекратить заход и набирать высоту 600 метров из-за ухудшения видимости на взлетно-посадочной полосе. Экипаж выполнил манёвр по набору высоты под управлением автопилота, однако данный режим не был штатным для их самолета.

Во время набора высоты сработала сигнализация LOW ENERGY WARNING. Экипаж отреагировал правильно, увеличив тягу двигателей до взлетного режима. Однако затем командир отключил автопилот, что было неожиданностью для него самого на фоне сложной динамики полёта.

Дальнейший полет проходил в ручном режиме управления. Действия командира воздушного судна становились все более неадекватными - он допустил резкие крены, пикирование и превышение скорости. Вероятно, это было следствием потери контроля над параметрами полета в ночных условиях на фоне усталости и эмоционального напряжения.

Когда сработала сигнализация системы предупреждения столкновения с землей, пилоты пытались восстановить управление, но их действия были плохо скоординированы. В итоге самолет на большой скорости врезался в водную поверхность и разрушился. Все люди, находившиеся на борту, погибли.

Основными причинами этой катастрофы стали потеря контроля над летными характеристиками самолета экипажем, вероятно, из-за усталости и стресса, а также недостаточная подготовка к действиям в подобных аварийных ситуациях. Обстоятельства трагедии над Сочи наглядно показывают, как важна слаженность и профессионализм пилотов для безопасного полета, особенно в сложных погодных условиях.

Дополнительное расследование показало, что перевод самолета на снижение был осуществлен командиром воздушного судна в результате потери им контроля над положением самолета по крену и тангажу. Это произошло на фоне его повышенного психо-эмоционального напряжения при выполнении маневра с выключенным автопилотом.

Управляющие действия КВС по тангажу оказались недостаточными для предотвращения перехода ситуации в катастрофическую. Продолжающиеся неадекватные воздействия командира на органы управления также стали возможны из-за отсутствия необходимого контроля со стороны второго пилота за ключевыми параметрами снижения - тангажом, высотой и вертикальной скоростью.

Кроме того, экипаж не отреагировал должным образом на срабатывание системы предупреждения столкновения с землей (EGPWS). Эти факторы в совокупности и привели к катастрофическому развитию ситуации.

Таким образом, основными причинами трагедии стали: потеря контроля за пространственным положением самолета командиром воздушного судна, недостаточный контроль ситуации со стороны второго пилота, а также неадекватная реакция экипажа на срабатывание системы предупреждения столкновения.

Авиатехник в Telegram (подпишитесь!)

Самолеты
6360 интересуются