В 1950-х годах в мировой гражданской авиации произошла настоящая революция. Впервые на линии вышли первые пассажирские реактивные лайнеры. Вслед за британской «Кометой» появился реактивный первенец и у гражданской авиации СССР. Созданный в КБ Туполева на базе бомбардировщика Ту-16 самолет Ту-104 произвел настоящий фурор в мире. Лайнер казался надежным и безупречным. Никто ещё не знал сколько сюрпризов в гражданскую авиацию принесут первые реактивные самолеты.
15 августа 1958 года самолет Ту-104А компании Аэрофлот выполнял пассажирский рейс из Хабаровска в Москву с первой промежуточной посадкой в Иркутске. На его борту находились 64 человека (54 пассажира и 10 членов экипажа).
Историческое видео как тот самый борт прибывает в Амстердам:
Согласно полученному экипажем прогнозу погоды, на маршруте Хабаровск-Иркутск ожидалась кучево-дождевая и слоисто-дождевая облачность высотой 300-600 метров, 7-10 баллов. На участке Биробиджан - Магдагачи ожидались фронтальные грозы с дождём.
Задержавшись с вылетом на 3 часа 35 минут, в 21:45 самолет взлетел из Хабаровска, а в 21:50 экипаж получил указание занимать эшелон 9000 метров. В 150 километрах от Хабаровска наблюдалась мощная кучевая облачность, а у экипажа не хватало высоты для её обхода. Тогда, с разрешения руководителя полетов, экипаж начал выполнять виражи для набора высоты.
В 22:00 в аэропорту Хабаровска произошла пересменка. Экипаж, доложив о высоте 8600 метров, запросил увеличение высоты у нового руководителя полетов, на что получил разрешение занимать эшелон 11000 метров без захода в облачность, а после её прохождения снижаться до 9000. Однако и на высоте 11000 метров самолёт всё ещё находился в облаках, поэтому с рейса запросили дальнейших указаний. Для полетов на высотах свыше 11000 метров гражданским лайнерам требовалось разрешение ВВС, и оно было оперативно получено. Руководитель полетов дал команду экипажу подниматься на 12000 метров. В 22:12 с самолёта передали:
«11 600, в облаках, звёзды просматриваются»
В 22:14 КВС доложил занятие эшелона 12000 метров. Также экипаж сообщил, что впереди видит мощную кучевую облачность и попытается её обойти, а если не выйдет, то вернётся в Хабаровск. Когда в 22:18 диспетчер вызвал рейс, то с борта возбуждённым голосом ответили:
«Минутку, минутку»
На запрос диспетчера в 22:19 ответ был таким же, после чего связь прервалась. На повторные вызовы борт уже не отвечал. Позднее обломки самолета обнаружили в густом лесу в 215 километрах северо-западнее аэропорта Хабаровск. Все 64 человека на борту погибли. В СССР эта трагедия стала первым крушением реактивного гражданского самолета.
Со слов экипажей бомбардировщиков Ту-16, полеты которых проводились недалеко от той гражданской трассы, на высотах 11-12 километров в верхних слоях облачности наблюдались болтанка и мощные вертикальные воздушные потоки. К тому же полётный вес Ту-104 в этом рейсе составлял 66 тонн, что при номинальном режиме работы двигателей ограничивало максимальную высоту полёта до 11700 метров. Высоты 12000 метров можно было достичь лишь при максимальной мощности двигателей.
Фактически в районе Биробиджан-Архара-Магдагачи оказались сложные погодные условия, которые не ожидались в прогнозе: мощные восходящие потоки и кучево-дождевые облака на высоте свыше 12000 метров. Когда авиалайнер оказался выше практического потолка номинального режима для текущего полётного веса, то относительно небольшого восходящего воздушного потока было достаточно для вывода его на критический угол атаки, который привел к потере поступательной скорости, а затем сваливанию.
При изучении обломков было определено, что в момент столкновения с землёй шасси были выпущены, а двигатели не работали. Вероятно, выпадение шасси произошло в момент подхвата самолёта восходящим потоком, что ускорило падение поступательной скорости. Затем в момент срыва остановились двигатели, что делало вывод машины в нормальный режим полёта практически невозможным. Помимо этого из-за крутого снижения могло зашкалить авиагоризонты, а это в ночных условиях привело к потере экипажем ориентации в пространстве.
Таким образом, основной причиной катастрофы стали сложные погодные условия, в результате чего произошло падение скорости и сваливание самолёта. Сопутствующей причиной, по мнению комиссии, стал человеческий фактор. А именно перед вылетом руководители полетов и КВС не провели тщательный анализ метеообстановки. Когда в самом начале пути экипаж столкнулся со сложными метеоусловиями, то продолжил полёт, чем нарушил Руководство по лётной эксплуатации Ту-104 и инструкции по руководству движением самолётов.
Помимо этого, находясь на отдыхе в профилактории экипаж оттягивал время вылета, ссылаясь на договоренность с руководителем полетов. Поэтому вместо того, чтобы вылететь из Хабаровска в 18:10, самолёт поднялся в воздух только в 21:45, то есть на 3 часа 35 минут позже, когда уже стемнело, а погодные условия значительно ухудшились. Как выяснилось впоследствии, экипаж до прибытия в Хабаровск отдыхал в профилактории в Иркутске. Так что согласно правилам, длительный отдых в Хабаровске вообще не был предусмотрен.
Спустя буквально два месяца при похожих обстоятельствах произошла ещё одна катастрофа Ту-104. Но мужественный экипаж под руководством Гарольда Кузнецова сумел перед самым крушением своего борта передать диспетчеру параметры полета при подхвате и сваливании в плоский штопор. Тогда было установлено, что причиной катастрофы стали недостатки конструкции самолёта, которые были оперативно устранены. Подробнее здесь:
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо от всей команды!