Дворец Юсуповых на Мойке — бывший дворец в Санкт-Петербурге. Располагается на набережной реки Мойки. Дворец вошёл в историю как место убийства Григория Распутина.
История:
Уже на первых картах Петербурга на этом месте был небольшой деревянный дворец и усадьба царевны Прасковьи Ивановны (племянницы Петра I). В первой трети XVIII века это имение было подарено Семеновскому полку, а после 1742 года было куплено генералом П. И. Шуваловым.
И уже в 1770-х годах началось строительство современного здания дворца по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота для графа Андрея Петровича Шувалова. А в 1795 году Екатерина II выкупила усадьбу и подарила ее её племяннице Г. А. Потёмкина, графине А. В. Браницкой, в то время её близкой подруге.
Спустя 35 лет дворец был приобретён Борисом Николаевичем Юсуповым за 250 тысяч рублей ассигнациями у предшествующей пожилой хозяйки "со всеми к тому принадлежностями, какие на лицо находятся". С тех пор (и до 1917 года) дворцом владели пять поколений князей Юсуповых. Дворец стал известен как "дворец Юсуповых", хотя и был только одним из 57 (!) дворцов в России, которые им принадлежали.
Дворец при Юсуповых:
При Юсуповых дворец стал не просто роскошным особняком, а своеобразным эталоном модных в XIX веке интерьеров. Здесь располагались картинные галереи, домашний театр, вмещавший до 180 зрителей, и оранжереи с редкими растениями.
Современники вспоминали бесконечные анфилады комнат, заваленных сокровищами. На инкрустированных перламутром и слоновой костью столах, каминных полках, секретерах, горках стояли бесценные статуэтки, табакерки, зеркала, нефритовые и малахитовые шкатулки с драгоценностями.
В период с 1830 по 1838 была осуществлена перестройка архитектором А. Михайловым (были построены оранжереи и зимний сад, устроена парадная лестница со стороны Мойки, созданы различные залы и гостиные).
В начале 1890-х годов были проведены электричество, канализация и водопровод, центральное отопление (водяное), перестроен театр и создана Мавританская гостиная. На первом этаже находилась кухни, сарай для парадных экипажей и несколько сараев для экипажей обыкновенных, конюшни с сеновалом. Над интерьерами работали итальянские мастера — А. Виги и Б. Медичи.
Зал Прециоза:
Специально для ценного собрания был создан зал Прециоза (итал. prezioso - драгоценность), где были размещены полотна Рембрандта и Рубенса, Ван-Дейка и Джованни Тьеполо, Франсуа Буше и Антуана Ватто. Сейчас в зале представлен камин мастерской Трискорни и копии картин. В центре анфилады Малая Ротонда — Зал Кановы. В нём располагалась скульптурная композиция "Амур и Психея".
Для коллекции скульптуры был создан Античный зал. Здесь находились шесть античных скульптур, в том числе третьего века до нашей эры. В настоящее время они находятся в Эрмитаже.
Парадная лестница:
Визитной карточкой дворца стала парадная лестница, оформлением которой в середине XIX века занимался Ипполит Антонович Монигетти. Лестницу из белого каррарского итальянского мрамора заказали во Франции и привезли в Санкт-Петербург частями.
Вход на лестницу украшают сфинксы, символы хранителей тайн.
По бокам от мраморной лестницы в нишах стен расположены аллегорические фигуры частей света — Азии, Африки, Европы и двух Америк, символизирующие гостеприимство. Над лестницей — люстра на 130 свечей весом 600 кг. Она состоит из 700 хрустальных частей, а изготовили её в середине XIX века в западной Европе.
Юсуповы любили устраивать пышные балы, которые часто сравнивали с императорскими. За вечер Юсуповский дворец могло посетить до 2000 гостей! А парадная лестница создавала у приглашенных ощущение праздника.
Танцевальный зал:
В Танцевальном зале внимание привлекает расписной плафон (мастера школы Пьетро Скотти). Девушки, танцующие с цветами, нимфы в развевающейся одежде, танцуют и амуры. По легенде, если суметь повторить движения нимф, изображенных на своде, то можно научиться изящному танцу.
Танцевальный зал представляет одно целое с самым большим залом дворца – Банкетным, в котором при Юсуповых проводились балы, великосветские приемы с банкетами и концерты. Своды зала расписаны в технике гризайль, имитирующей лепку.
В зале 24 колонны из искусственного мрамора, который был дороже натурального. Люстры с имитацией золоченой бронзы изготовлены на фабрике Александра Зеинлейна в Москве по новой технологии папье-маше с золочением.
Музыкальная гостиная:
На мужской половине анфиладу залов открывает Музыкальная гостиная (сейчас с нее начинается экспозиция первого этажа). Гостиная была оформлена в стилистике Людовика XVI, а ее главным украшением является механический орган австрийской фирмы "Томас Гесс", созданный в середине XIX века.
Гостиная Генриха II:
Не менее любопытно рассмотреть интерьер гостиной Генриха II. Здесь находится камин, который является копией одного из каминов Лувра. Но его верхушка со скульптурами создана не из мрамора, а из папье-маше. Двери, стены и панели, мебельный гарнитур этого зала созданы из грушевого дерева.
Парадная спальня:
Рассмотрим и Парадную спальную комнату - она настолько просторна, что кровать два метра длинной балдахином выглядит маленькой. Спальню с элементами барокко и рококо создал в XIX веке Монигетти.
Комната сохранилась до Октябрьской революции, но была утрачена в советский период и воссоздана по акварели. Мебель из розового дерева была обтянута голубым узорчатым шелком, а в шкатулках красовались броши и ожерелья княгини.
Красная гостиная:
На стене Красной гостиной, где раньше был портрет императора, размещен портрет Зинаиды Ивановны Юсуповой, урожденной Нарышкиной. Это копия, оригинал в Павловском дворце. Художник — Эдуард Дюбюф. Стены зала затянуты штофом XIX века. Мебельный гарнитур по рисункам Михайлова покрыт слоем сусального золота. Люстра с фигуркой Аполлона изготовлена из золоченой бронзы и хрусталя 1830-е годы в России.
Паркет создан русскими мастерами из восьми пород тропических деревьев. Рисунок паркета в гостиной — геометрический, повторяющийся мотив — ромбы.
Кабинет князя Юсупова:
Кабинет князя Юсупова был хранилищем оружия, монет и медалей, коллекционированием которых увлекался князь Николай Борисович младший. Кроме того, здесь находится и обширная библиотека.
Турецкий кабинет:
На месте светового дворика был создан Турецкий кабинет. Это комната для бильярда в турецком стиле. Солнце просачивается через световой фонарь в потолке и витражные окна европейской работы.
Мавританская гостиная:
Одно из самых роскошных помещений дворца — Мавританская гостиная. Первоначальный интерьер, созданный Монигетти, был скромнее чем сейчас. Архитектор Александр Степанов изменил оформление стен и уподобил зал одному из помещений Альгамбры (мавританского дворца на юге Испании, в Гранаде).
Мавританская гостиная напоминала владельцам о корнях — их род произошел от татарских князей. Юсуповы были убеждены, что являются потомками Абу Бакра, тестя пророка Мухаммада.
Завершают анфиладу утилитарные помещения — Секретарская и Гардеробная.
Домашний театр:
Особого внимания заслуживает домашний театр. Юсуповский театр был частным, его отличала неформальная обстановка. В любительских спектаклях принимали участие сами Юсуповы и члены других аристократических фамилий. Нередко на спектаклях присутствовали император и члены его семьи.
Княгиня Зинаида Николаевна, чью монограмму можно увидеть над княжеской и боковыми ложами театра, продолжила театральные традиции семьи:
"Матушка от природы имела способности к танцу и драме, и танцевала, и играла не хуже актрис. Во дворце на балу, где гости одеты были в боярское платье XVIIвека, государь просил ее сплясать русскую. Она пошла, заранее не готовясь, но плясала так прекрасно, что музыканты без труда подыграли ей. Ее вызывали пять раз", — вспоминал ее сын князь Феликс Юсупов.
Домовая церковь:
На третьем этаже находилась Домовая церковь, устроенная и оформленная по проекту академика архитектуры В.А. Кенеля. За всё время своего существования она видела все взлёты и падения семьи Юсуповых. В церкви проходили все значимые события семьи князей Юсуповых: 4-го апреля 1882 года здесь венчались княжна Зинаида Николаевна Юсупова и граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон.
Пять лет спустя здесь же крестили их младшего сына Феликса, в скорбные июньские дни 1908 года отпевали 25-тилетнего старшего Николая. В 1915 году на крещении Ирины, дочери Феликса Юсупова, присутствовал император Николай II вместе с матерью, вдовствующей императрицей Марией Федоровной.
В 1926 году церковь прекратила свое существование, в 1930-х годах она была полностью демонтирована и превращена в лекционный зал.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: