Найти тему
arts_tobe - просто об искусстве

Костюмированный бал Романовых: самое зрелищное празднество за всю историю Российской империи

Конец эпохи: как проходил костюмированный бал Романовых?

В 1903 году состоялся костюмированный бал в честь 290-летия правления дома Романовых. Роскошный праздник вошел в историю как самый грандиозный бал времен Николая II и как последний придворный бал императорской России. Бал был разделен на 2 этапа: так называемый «вечер» и костюмированный бал-маскарад.

Отмечу, что предшественником этого масштабного мероприятия является бал à la russe 1883 года, который устраивался Великим Князем Владимиром Александровичем и его супругой в их дворце. Это было во время правления Александра III, который был приверженцем идеи русского национализма. Но балы-маскарады император не любил и за время его правления в Зимнем дворце не состоялось ни одного бала.

Пригласительные на бал 1903 года были отправлены знатным гостям за пару недель, также было указано, через какой вход следовало заходить (это делалось для того, чтобы избежать давки).

"Его Величества (Салтыковский) – для статс-дам, членов Гос. Совета, министров, и Первых чинов Двора с их супругами и дочерьми, гофмейстерин, и свитных фрейлин, их высочеств великих княгинь. Для съезда на Салтыковский подъезд экипажи направляются со стороны Дворцовой площади, но не с набережной...".

Бал проходил в Зимнем дворце, а за порядком следили 13 церемониймейстеров. Члены дома Романовых собирались в Малахитовой гостиной. В углах располагались чугунные совки, которые периодически опрыскивали благовониями.

Ухтомский, Константин Андреевич. Акварель. Виды залов Зимнего дворца. Малахитовая гостиная. 1865.
Ухтомский, Константин Андреевич. Акварель. Виды залов Зимнего дворца. Малахитовая гостиная. 1865.

Как только церемониймейстер трижды ударил жезлом по полу, открывалась Малахитовая комната, откуда выходили члены царской семьи. Открывался бал полонезом императора с императрицей — такая традиция зародилась ещё во времена Екатерины Великой.

Интересно, что великих княгинь нельзя было пригласить на танец, так как они должны были сами выразить желание. А остальные пары ожидали, пока они станцуют. Если кавалер уже решил составить пару знатной особе, но его пригласила великая княгиня, то следовало временно отказать и закружиться в танце с княжной. Придворный бал окрестили "лучшей биржей невест", где завидные женихи могли присмотреть себе будущую супругу, только вышедшую в свет.

Во время мероприятия лакеи обходили гостей с напитками и мороженым. Столы для высочайших особ в Гербовом зале находились на небольшим возвышении и около каждого столика всегда было одно пустое место — для императора. Государь обходил каждый столик, ненадолго присаживаясь и общаясь с гостями.

Ярчайшим событием вечера был концерт в Эрмитажном театре, где пел Федор Шаляпин, а танцевала Анна Павлова. Великий оперный певец исполнял арии из оперы "Борис Годунов", а балерина - отрывки из балетов "Баядерка" и "Лебединое озеро". Кульминацией стал русский танец в исполнении 12 пар, а за звание «королевы балы» соревновались великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова. Об этом танце напишет в своих мемуарах и младший сын княгини - Феликс Юсупов:

«Матушка от природы имела способности к танцу и драме и танцевала и играла не хуже актрис. Во дворце на балу, где гости были одеты в боярский костюм XVII века, Государь просил ее сплясать русскую. Она пошла, заранее не готовясь, но плясала так прекрасно, что музыканты без труда подыграли ей. Ее вызывали пять раз».

Все гости были одеты в роскошные костюмы XVII века, которые были созданы по эскизам художника Сергея Соломко (известный иллюстратор русских сказок) с привлечением специалистов по истории. Создание нарядов в неорусском стиле стало его крупнейшим заказом. Желая выглядеть как можно более достоверно, Николай II поручил своему дяде, московскому генерал-губернатору великому князю Сергею Александровичу, подобрать в Оружейной палате настоящие старинные детали для костюма.

«Императрица задумала дать костюмированный бал в Эрмитаже 11 февраля… и она хочет, чтобы публика была в костюмах эпохи царя Алексея. Однако публика недовольна. Лишних денег ни у кого нет. Русские костюмы стоят сумасшедших денег — шелковая камчатная ткань, сукно, расшитое золотом и серебром, меха очень дороги. К тому же танцевать в тяжелых платьях и шубах доставляет мало удовольствия. Определенно, у бедной Александры Федоровны несчастливая рука и склонность к неуместным вещам».

Кстати, некоторые гости, по причине отсутствия финансов, от участия отказались (около 100 человек). Но императрица приказала сшить им наряды за счет казны, но с условием, что после бала те станут собственностью Императорских театров.

«Русские костюмы стоят сумасшедших денег — шелковая камчатная ткань, сукно, расшитое золотом и серебром, меха очень дороги. Определенно, у бедной Александры Федоровны несчастливая рука и склонность к неуместным вещам» - отмечал директор императорского Эрмитажа И.А. Всеволожский.

Николай II предстал в выходном платье царя Алексея Михайловича Романова — в кафтане и опашне из золотой парчи, в царской шапке и с жезлом (сейчас хранится в Оружейной палате). Наряд был создан театральным костюмером Императорских театров, которому помогали две портнихи. Царская шапка была изготовлена в шляпной мастерской братьев Брюно - поставщиков Высочайшего двора с 1872 года. Ткани (несколько видов бархата и золотую парчу), стоимостью 437 рублей, заказывали фирме Сапожниковых.

Николай II рассматривал костюмированное действо не просто как маскарад, а как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов. Духовное содержание «русского бала» будто бы предостерегало общество о будущих опасностях, связанных с забвением русской самобытности и национальной культуры. Царская семья направляла взор современников к истокам старины – духовным основам российского государства, стремясь, таким образом, возродить благочестие и красоту русской души.

-5

Императрица Александра Федоровна была одета как царица Мария Ильинична Милославская, супруга царя Алексея Михайловича (Тишайшего). Платье императрицы было расшито жемчугом и драгоценными камнями, а головной убор был таким тяжелым, что Александра Федоровна не могла наклоняться к еде.

Костюм царицы состоял из царского пла́тна – распашной длинной одежды, расширенной книзу, и имеющей широкие короткие рукава, которые обшивались декоративной полосой. Сверху надевался круглый широкий воротник – ба́рмы и головной убор – тулья конусообразный формы с мехом. Под платно надевалась нижняя рубаха, которую носили с поясом и декорировали орнаментом. Горловина рубахи была обшита каймой.

Эскиз к костюму Императрицы был создан Е. Пономаревым в соавторстве с И. Всеволожским. Записи в дневнике последнего указывают на то, что Евгений образ Александры Федоровны был вдохновлен иконой «Кийский крест с предстоящими» 1671 года.

Сейчас многие наряды можно увидеть в Эрмитаже, а украшения - в Алмазном фонде.
Фрагмент иконы «Кийский крест с предстоящими» Художник Богдан Салтанов, 1671 год
Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.
Фрагмент иконы «Кийский крест с предстоящими» Художник Богдан Салтанов, 1671 год Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.
Страшно представить, какие суммы тратились на русские костюмы - шелковая камчатная ткань, сукно, расшитое золотом и серебром, меха были невероятно дороги и неудивительно, что многие гости хотели отказаться от приглашения. Современники отмечали, что у Александры Федоровны была несчастливая рука и склонность к неуместным вещам.

Нетрудно догадаться, что костюмы стоили целые состояния. Великая княгиня Мария Павловна, жена Великого князя Владимира Александровича, покровительница европейских ювелиров, надела свой знаменитый гарнитур из изумрудов, включавший огромный кокошник и несколько брошей. На лоб спускались жемчужные капли, а щёки были украшены жемчужными нитями. Ворот и бюст платья был щедро декорирован каплевидными жемчужинами в бриллиантовом обрамлении и несколькими крупными изумрудами, сапфиром и бриллиантами. На груди - изумрудная брошь в 107,72 карата.

-8

Придворные дамы и фрейлины также обязаны были явиться в исторических костюмах, согласно их статусу. Алое платье с золотой вышивкой носили фрейлины императрицы. Алое платье с серебряной вышивкой — фрейлины великих княгинь, синие — фрейлины великих княжон, зеленое — камер-фрейлины и статс-дамы, а малиновые — гофмейстерины. Чем выше были чин, тем больше присутствовала на одежде золотая вышивка.

Фрейлина императрицы Анна Вырубова с сестрой на балу.
Фрейлина императрицы Анна Вырубова с сестрой на балу.

В 1904 году был выпущен подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший гелиогравюры и фототипии. В альбоме были как одиночные портреты, так и групповые фотографии. Экземпляры распространялись за определённую плату с благотворительной целью - собранные средства были направлены в Фонд бедняков Москвы.

В 1911 году на немецкой фабрике карточных игр «Дондорф» были разработаны эскизы для игральных карт «Русский стиль» — с фигурами в костюмах, повторяющих костюмы участников бала. Карты были отпечатаны в Петербурге на Александровской мануфактуре, а их выход приурочили к празднованию 300-летия дома Романовых.

Многие отмечали, что наряды гостей были настолько живописными, что их сравнивали с «солнцем, убранным звездами».
"...Пока мы танцевали, в Петербурге шли забастовки рабочих, и тучи все более и более сгущались на Дальнем Востоке".

Вскоре после бала последовали печальные события 1905 года. Последней каплей стало приближение к царскому двору Григория Распутина, который был убит в декабре 1916 года, а через год не стало Российской Империи и страну ввергли в хаос и разруху...

Чей наряд вам понравился больше всего? Делитесь в комментариях! Спасибо, что дочитали до конца!

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать:

Как жестокая княгиня Ольга стала святой?
arts_tobe - просто об искусстве5 февраля
Кровавая барыня: самая известная душегубица Российской империи
arts_tobe - просто об искусстве23 ноября 2023