Вам наверняка знакома эта картина фламандца Квентина Массейса: в XVI веке он создал портрет якобы тирольской высокопоставленной дамы по имени Маргарита Маульташ.
Первый вопрос, который возникает при взгляде на эту картину - «Неужели такая некрасивая женщина действительно существовала и жила свою лучшую жизнь, наряжаясь в драгоценные ткани и щеголяя с таким декольте?».
Кстати, благодаря этой картине художник обрел всемирную известность.
Для начала попробуем обратиться к истории картины. Работа была создана (предположительно) в 1513 году и имела название «Портрет уродливой старухи» или «Гадкая герцогиня». Мнение, что на картине изображена тирольская аристократка Маргарита Маульташ, было впервые озвучено уже в XVIII веке. Но до конца неясно почему. Ведь художник явно не был знаком с Маргаритой и, вполне вероятно, даже не знал о ее существовании.
Скорее всего, его работа была своего рода живописной карикатурой, иллюстрирующей комический контраст между внешностью старухи (искусствоведы полагают, что художник срисовал мужское лицо с эскиза самого Да Винчи*, но, скорее всего, эскиз принадлежит последователю Леонардо) и роскошью одеяния.
*Леонардо да Винчи действительно имел интерес к необычным лицам и фигурам, которые вступают в противоречие с системой идеальных пропорций, над которой он работал. Подобный метод систематического отступления от правил соответствует экспериментам «северного Леонардо», Альбрехта Дюрера, в его книге «Эскизы пропорции».
Однако роковые события в жизни Маргариты привели к тому, что ее окрестили самой уродливой женщиной всех времен и народов. Рассказываю, как так вышло 👇🏻
Маргарита жила в XIV веке и была дочерью короля Чехии. Ее старшая сестра умерла в 8-летнем возрасте, их мать - когда Маргарите было 2 года. Новая жена так и не подарила отцу наследников и Маргарита оказалась единственной наследницей тирольского герцогства.
В 12 лет она вышла замуж за 8-летнего герцога из Тироля Иоганна Генриха. Мальчик был сыном чешского монарха, представителем Люксембургской династии – одной из самых могущественных и богатых в то время.
Вскоре юная Маргарита возглавила местное ополчение и была провозглашена правительницей Тироля, получившего независимость благодаря ее упорному характеру.
Чтобы закрепить успех было решено заключить тайный союз с императором Священной Римской империи Людвигом Баварским. Но вот незадача — Маргарита влюбляется в его сына, Людвига V Виттельсбаха. Недолго думая, она выгнала своего малолетнего мужа, не впустив в замок после охоты, и вышла замуж за Виттельсбаха.
Пользуясь своей властью, свекор-император объявил первый брак Маргариты недействительным (из-за того, что брачующиеся были детьми), а брачные отношения у них так и не сложились из-за импотенции супруга.
Обиженный, но не вполне отпущенный бывший муж затаил обиду и решил пожаловаться папе Римскому. Скандал был жуткий — мало того, что Маргарита инициировала развод, так еще и вышла замуж при живом муже! Да и комментарий об импотенции не обрадовало изгнанника...
Нет ничего страшнее обиженного мужчины. Маргарита пала жертвой «черного пиара» экс-супруга. По его просьбе папа Римский отлучил Маргариту и Людвига от церкви, на службах каноники бесконечно проклинали распутницу, в красках расписывая ее отвратительные качестве. Разумеется, в списке автоматически появилась уродливая внешность.
Именно в этот период Маргарита обрела прозвище Маульташ, которое является названием блюда крестьянской кухни, что-то вроде крупного пельменя. Кто-то считает, что у Маргариты была огромная отвисшая нижняя губа, другие - что все лицо напоминало пельмень, а третьи твердят, что Маргарита была очень красива, но тупа как пробка...
Закончилась эта история тем, что Генрих пришел к Маульташ за перемирием: он захотел жениться, и ему потребовался официальный развод. А вскоре и Людовик V согласился на компромиссы с папской властью, и их с женой перестали проклинать на каждой проповеди.
В 1361 году Людовик умер, и бразды правления перешли к их старшему с Маргаритой сыну Мейнгарду. Увы, независимость территорий Тироля сохранить не удалось: династия Габсбургов становилась все мощнее, а бедняга Мейнгард неожиданно скончался. Маргарите пришлось уступить австрийскому давлению и отказаться от Тироля в пользу Габсбургов. Бавария же получила денежную компенсацию за то, что не стала развязывать вооруженный конфликт.
Маргарита прожила оставшиеся годы при венском дворе и умерла в возрасте 51 года. В ее честь назван один из старинных районов австрийской столицы, Вена-Маргаретен. Но, как ни обидно, многие знают о ней, как о «самой уродливой герцогине». Слухи и сплетни пережили саму герцогиню, и еще добрые триста лет после ее смерти общественность была уверенна, что Маргарита Маультаж была самой безобразной на свете женщиной. А в 1816 году Яков Гримм, один из известных братьев-сказочников, собрал немало легенд о "безобразной герцогине", которых хватило на целый сборник («Немецкие саги»).
Известный иллюстратор Джон Танниел тоже вдохновился этим неоднозначным образом и переместил нашу героиню в Страну Чудес.
А в 1923 году немецкий писатель Лион Фейхтвангер написал о Маргарите исторический роман. Чуть позже образ стал популярной темой для открыток. И, наконец, сегодня облик герцогини дошёл до Интернета.
«Она казалась старше своих двенадцати лет. На коренастом теле с короткими конечностями сидела большая уродливая голова. Правда, лоб был ясный, чистый, и глаза - умные, живые, испытующие, проницательные; но под маленьким приплюснутым носом рот по-обезьяньи выдавался вперед, с огромными челюстями и словно вздутой нижней губой. Волосы медного цвета были жесткие, прямые, без блеска, кожа - известково-серая, тусклая, дряблая» - отрывок из книги Фейхтвангера.
Прижизненное изображение Маргариты, кстати, сохранилось:
Высокая стройная женщина, но черты лица трудно различить. А монах-францисканец Иоганн из Винтертура (современник Маргариты) описываел её как весьма красивую женщину.
А знаменитый портрет, о котором шла речь в начале на самом деле является парным! Вторая половинка :) находится в частном собрании в Нью-Йорке.
Изображённый человек очень напоминает Филиппа Смелого, герцога Бургундии.
Кстати, современные медики пришли к выводу, что художник создавал не карикатуру: изображённая на картине женщина была больна - страдала от болезни Педжета (деформирующая остеодистрофия, деформирующий остеит) - недуга, приводящего к увеличению размера и деформации костей, проявляющегося болями в костях, патологическими переломами и артритами близлежащих суставов, а также поражении костей черепа - потерей слуха и зрения.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться :)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут быть вам интересны: