Ида Рубинштейн родилась в 1883 году в Харькове в богатой еврейской семье. Ее дед был основателем банкирского дома, отец и дядя занимались банковским делом, а также вели торговлю. Увы, девочка рано осиротела.
В 1894 году маленькая Ида переехала в Петербург, где росла на попечении родственницы. В ее богатом доме на Английской набережной все было к услугам обожаемой племянницы.
Ида получила домашнее образование, знала четыре языка, изучала историю искусств. В подростковом возрасте она брала уроки танцев и актерского мастерства, но особых дарований у девочки не обнаружили. Однако это не помешало ей грезить о сцене.
Эту идею не поддержали родственники (в патриархальных семьях начала XX века эта профессия считалась недостойной), но Ида нашла выход из ситуации - вышла замуж за своего двоюродного брата. Молодые расстались сразу после свадебного путешествия, и Ида могла делать все, то ее душа пожелает. Отцовское наследство помогло осуществить ее мечты.
Масштаб ее амбиций был равносилен ее финансовому состоянию. Артистическую карьеру Ида начала с роли Антигоны. Женщина сама финансировала постановку, а оформить спектакль пригласила Льва Бакста, который к тому моменту уже был признанным художником.
"Это существо мифическое… Как похожа она на тюльпан, дерзкий и ослепительный. Сама гордыня и сеет вокруг себя гордыню", — писал про Иде Лев Бакст.
Критики не щадили дебютантку, отметив низкий уровень актерской игры и плохую дикцию. Но это не пошатнуло веру Иды в собственные силы и она поступила в театр Веры Комиссаржевской. Там ей предстояло сыграть главную роль в "Саломее", а помогать ей решил сам Всеволод Мейерхольд.
После спектакля посыпались восторженные отзывав, хотя эпатажный наряд Саломеи, придуманный Бакстом, произвел больше впечатления, чем сам Ида. Ида обратилась к хореографу Михаилу Фокину. Он отнесся к просьбе скептически, но рискнул попробовать. Его больше интересовала не постановка танца, а сама Ида:
"Тонкая, высокая, красивая, она представляла интересный материал, из которого я надеялся слепить особенный сценический образ".
Но Священный Синод запретил спектакль, сочтя его чересчур откровенным. Тогда Ида и Фокин решили показывать только "Танец семи покрывал". В декабря 1908 года на сцене Петербургской консерватории состоялось первое представление. Ида сбрасывала покрывала одно за другим и к концу танца на ней остались только нити крупных бус.
Станиславский же вспоминал:
"Звал же я ее учиться как следует, но она нашла мой театр устаревшим… Более голой и бездарно голой я не видел!"
Вскоре Иду пригласили в труппу Дягилева и в 1911 году она исполнила заглавную роль в "Клеопатре" и танцевала Зобеиду в балете "Шехерезада". Ида не столько танцевала, сколько двигалась и принимала эффектные позы. Кульминацией спектакля была сцена оргии, где вокруг Зобеиды, буквально источающей эротический дурман, клубились возбужденные рабы и одалиски. Но это было время ее триумфа.
Посредственная танцовщица оказалась на одной сцене с Анной Павловой, Вацлавом Нижинским и Тамарой Карсавиной...Но публике нравилась ее экзотическая внешность и необычные позы. Ида в костюмах от Льва Бакста "заразила" модой на все восточное.
Вскоре Ида решила уйти от Дягилева и организовала собственную труппу. Ее антрепризы подвергались нещадной критике, но эскизы костюмов, выполненные Бакстом, стали отдельной яркой страницей его творчества.
Но Ида привлекала внимание не только Бакста. Под впечатлением от нее был и другой известный художник - Валентин Серов. Он написал Иду обнаженной и картина была выставлена на выставке "Мир Искусства".
Репин назвал портрет "декадентщиной" и "гальванизированным трупом", а критики писали о намеренном уродстве.
После ухода от Дягилева Ида обосновалась в Париже, где приобрела особняк (оформил дом, конечно же, Бакст). В это время Ида решается на новую постановку - итальянский поэт Габриеле д’Аннунцио написал для нее "Мистерию о мученичестве святого Себастьяна". Музыку создал Клод Дебюсси. Премьера произвела эффект разорвавшейся бомбы: католического святого играла женщина, еще и еврейка!
Но публика обсуждала не только спектакль, но и личную жизнь Иды. Она завязала роман не только со страстным итальянцем, но и с его любовницей - художницей Ромейн Брукс. Это был невероятно плодотворный период – Ида ставила спектакли и снималась в фильмах по сценариям д’Аннунцио, Брукс рисовала свои лучшие портреты.
Необычный треугольник просуществовал до 1915 года и за это время Брукс успела создать несколько портретов Иды в своей манере.
В последний раз Ида Рубинштейн вышла на сцену в 1938 году в оратории "Жанна д’Арк на костре". Спасаясь от нацистов, она бежала в Лондон, где на свои деньги открыла военный госпиталь.
После войны она работала переводчицей в ООН, а последние годы жизни провела в одиночестве в маленьком французском городке Ванс. Ида Рубинштейн скончалась от сердечного приступа в 1960 году. Ее похоронили согласно завещанию — тайно и безо всякой огласки. На ее памятнике выгравированы лишь две буквы: I. R.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: