Некоторое время назад в моём телеграм-канале «Транс как жизнь» был довольно эмоционально затронут вопрос манипуляций, что вызвало интерес со стороны подписчиков к данной теме и к тому, как им, манипуляциям, противодействовать.
Я позволил себе подготовить статью на основе тех знаний, которые получил при обучении на курсе «НЛП-практик» в центре А.Плигина (г. Москва).
Кроме того, в интернете сейчас активно обсуждается тема манипуляций, рассказывается об их различных видах. В нашем случае Я предлагаю остановиться на одном виде манипуляции — вербальная манипуляция постольку, поскольку моим основным рабочим инструментом является слово.
Для того чтобы подойти к определению вербальной манипуляции, нам придётся начать несколько «издалека», а именно с логических уровней. В 80-х годах один из «столпов» нейро-лингвистического программирования Роберт Дилтс предложил и широко распространил модель логических уровней в применении к осознанию закономерностей процессов обучения, пониманию построения субъективного мира человека, исследованию коммуникации и т.д.
Представьте себе пирамиду, где сверху вниз находятся следующие уровни:
- Миссия;
- Личностное своеобразие;
- Убеждения / ценности;
- Способности;
- Поведение;
- Окружение.
Применительно к ней действует более общий закон, сформулированный Бертраном Расселом (британский философ, логик, математик и общественный деятель), известный как «закон пирамид» — перемена, происходящая на более низком логическом уровне, почти никогда не затрагивает высшие логические уровни; а изменение, происходящее на более высоком логическом уровне, почти всегда вызывает комплексные перемены на более низких логических уровнях.
Для исследования логических уровней применяются соответствующие вопросы
(они пригодятся нам для темы «Противодействие манипуляциям»). Рассмотрим логические уровни, вопросы к ним и соответствующие утверждения на примере «Психологическая взрослость» (идём снизу вверх).
Окружение = Что? Где? Когда? С кем? Что Я имею? = Я получаю удовольствие от общения с психологически взрослыми людьми / Я нахожусь в отношениях с психологически взрослыми людьми
Поведение = Что делаю? = Регулярно хожу к психологу / Регулярно занимаюсь рефлексией (рефлексия - способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы).
Способности = Как? = В случае необходимости способен самостоятельно «ухаживать» за собственными чувствами либо обратиться за квалифицированной помощью.
Убеждения / Ценности = Что важно? Что ценно? = Для меня важно быть способным заботиться о себе и собственных переживаниях (самостоятельно или с помощью специалиста)
Личностное своеобразие = Кто Я? = Я — психологически взрослый человек.
Миссия = Ради чего большего? Для какой большей системы? Зачем Я живу? = Тут будет здорово, если вы напишите в комментариях, какая миссия может быть у психологически взрослого человека!
Конечно, список вопросов к логическим уровням может быть расширен, как могут быть расширены контексты, к которым можно применять этот подход.
Вернёмся к манипуляциям.
Наверное, вы уже догадались, что ВЕРБАЛЬНОЙ МАНИПУЛЯЦИЕЙ будет тот вид коммуникации, в котором допускается СМЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ.
Итак, манипулятивной будет считаться комплексная фраза, состоящая из двух частей, в которой одна часть формулируется на более высоком логическом уровне, а другая — на более низком. Обязательными условиями формирования такой фразы будут:
1. наличие жесткой нелогичной грамматической связки,
2. отсутствие информации с одного или большего числа промежуточных уровней.
Общая структура манипулятивной фразы: А=Б, где одна часть — верхний ЛУ, а другая — нижний ЛУ.
Вербальные манипуляции — серьёзный инструмент в рекламе, рабочем и бытовом общении.
Примеры: «Хотите быть хорошей хозяйкой — используйте наш порошок», «Если ты настоящий друг, то ты поддержишь меня и одолжишь 100000 рублей», «Ты что, не мужчина: полку повесить не можешь?», «Только в нашей компании работают настоящие профессионалы, потому что мы — лучшие!» и т.д.
Представленные примеры демонстрируют смешение логических уровней — личностное своеобразие напрямую связывается с поведением или окружением, при этом информация с промежуточных уровней (ценности, убеждения, способности) отсутствует.
Конечно, такая ситуация может быть вполне логичной и не носить манипулятивного характера, в случае, когда «пропускаемые» уровни действительно очевидны / общепризнанны / не требуют подтверждения / ранее оговорены и являются частью известного обоим сторонам общения контекста, и тогда такая «упаковка» логических уровней будет очень ускорять общение.
Однако, в случае если «очевидность" не является объективной, но субъективной, такая коммуникация может превращаться в манипуляцию.
Для противодействия вербальной манипуляции используются следующие способы.
Давайте рассмотрим варианты противодействия на примере: «Если вы хороший психолог, то после ваших ответов подписчику, который переходит на личности в вашем телеграм-канале, подписчик должен прекращать хамить!»
1. Поставить под сомнение связь логических уровней:
- Как связано моё качество хорошего психолога, со способностью «осадить» подписчика?
- Т.е. если подписчик не перестанет хамить после моего ответа, Я перестану быть хорошим психологом?
- Т.е. если Я отреагирую на такого подписчика молчанием, то Я перестану быть хорошим психологом?
2. Привести эквивалентный пример из своего опыта, показывающий нелогичность связи логических уровней:
- Ты знаешь как то в очереди, Я не стал активно реагировать на хамство другого человека, а вечером помог клиенту избавиться от аллергии, так что Я и так хороший психолог…
3. Использовать метафору, отражающую структуру смешения логических уровней:
- Т.е. если вы называетесь хорошим автомехаником, то любой автомобиль, который вы починили, будет хорошо ездить вне зависимости от того, как его эксплуатируют?
4. Использовать перекрестное отзеркаливание смешения логических уровней:
- Т.е. для того чтобы психолог считался хорошим, он всегда и везде должен активно реагировать на хамство, даже если вопрос его не касается?
5. Привести свой вариант на нижнем логическом уровне, вытекающий из более высокого:
- На мой взгляд, действительно хороший психолог допускает, что хамство подписчика исходит из его внутренней боли, вызванной травматичными событиями в его жизни, и может ему посочувствовать.
6. Попросить человека дать собственное объяснение данной связи логических уровней:
- Могли бы пояснить мне, как определять «хорошего психолога» в принципе? А как определить хама?
- А как из подобного поведения во взаимодействии с хамом вытекает определение «хорошего» психолога?
Конечно, вариантов вопросов к различным логическим уровням и связям между ними может быть множество — это замечательное поле для творчества в противодействии вербальным манипуляциям.
Дорогие друзья, надеюсь вам было полезно и интересно почитать о вербальных манипуляциях. С радостью отвечу на ваши вопросы в комментариях.
Если вам интересны другие психологические темы, также пишите в комментариях, постараюсь по возможности освещать.