Найти тему

НЕЛЮДЬ (психологическая новелла из практики)

Она входит неожиданно нарядная - шелестящая юбка куполом, воздушная блузка с жабо, всё шелковое, летящее. Завитки на висках. Легкий шлейф духов. Маленькая женщина лет семидесяти. Эльф.

Празднует, догадываюсь я. Что-то празднует.

- Меня бьёт сын. И мне страшно возвращаться домой. Осталась всего неделя от путевки. Я ни о чем думать уже не могу.
Так вот что празднует, дистанцию… Тот, кто бьет – дома. А она здесь, в санатории.
- Как это, бьёт?
- Ну… кулаками… Да вы не волнуйтесь, он редко бьет. Раз - в три месяца, примерно. Просто я не могу предугадать, когда он бить-то будет, я бы уходила, когда у него такое настроение.

- Расскажите, как это началось.
- Он не всегда был таким. Когда муж был жив, мы хорошо жили, только разговаривали, я вот сейчас вспоминаю, редко как-то… Разойдемся по комнатам: он – сам по себе и мы с мужем – сами по себе. Как соседи, но не ссорились почти… А потом я одна осталась, ну и хотелось поговорить иногда. Так… спрошу что-нибудь, сама расскажу новости какие… Он молчал поначалу. А потом стал покрикивать, что отвлекаю его глупостями всякими. А три года назад он с девушкой познакомился, ну и серьезно у них все было. Решили они вместе жить. Только вот негде им. У нас маленькая двушка. Я – в большой комнате обитаю, там, где с мужем вместе жили. А сын - в маленькой. Так вот тесно им стало. А снимать квартиру, знаете как дорого! Ну и ссориться они начали, а потом Таня съехала. Не пожилось им вместе. Сильно сын тогда переживал. Закроется в своей комнате и сидит там целыми днями. У меня сердце разрывается, хожу под дверями. То кушать позову, то просто окликну, главное, чтобы отозвался он.

А однажды зову его, зову. А он молчит! Ну, я и зашла в комнату… Тогда он меня впервые ударил и за дверь вытолкал со словами, что я ему жизнь испортила. Жильем не обеспечила, как мать любая должна. И теперь он вынужден ждать, когда я сдохну, чтобы свою личную жизнь устроить. А потом в коридоре ему попалась, а он спешил… И еще всякое… Я теперь из своей комнаты не выхожу совсем, когда он дома. Страшно. Да и больно…

Вот куда он бьет? Прямо в это шелковое жабо? Или в завитки? Кулаками… А она так долго живет в этом аду, что привыкла уже, забыла, как это бывает у других людей – дети не бьют родителей, не гонят их из квартиры… И такое ей кажется почти нормальным, редко же бьет-то! Сын.

Рассказываю ей об этом.
- Вы упомянули, что ушли бы. Есть - куда?
- Да, у меня есть родная сестра, младшая. У неё муж и тоже сын. Зовут меня к себе жить. Я им рассказала обо всем. Мало ведь кто знает. Стыдно мне. А на людях-то сын ничего себе не позволяет, никогда. Вежливый, обходительный даже.

Ну, это нам подходит, что на людях он - никогда. Значит, и в суде будет покладистым и уступчивым. Как любой бытовой психопат. Главное, наедине с ним не оставаться.

Рассказываю посетительнице о том, что это конфликт. Пусть даже и с сыном. А способов решения конфликта несколько. Бунт, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Из её рассказа видно, что использовала она не все способы. Да, пыталась приспособиться, находить компромисс, сотрудничать и избегать решать проблему. Помогло это? Нет. Есть еще способы –уход и бунт. Причем, именно в этом порядке. Уход под защиту родных и бунт, раздел имущества.
- Как это – уйти? А как же он без меня?
-Вот и посмотрите, как он будет без вас. Как он с вами, вы уже знаете.