Найти в Дзене
Автомузей в миниатюре

МАЗ-503А - первый в масштабе 1:43 («Электромеханический завод»)

Оглавление

МАЗ-503А - советский самосвал многоцелевого, в том числе и строительного назначения. Первая промышленная миниатюра в масштабе 1:43 была освоена и выпускалась ещё в советское время.

Выпуск и сборка моделей осуществлялись в Загорске, дополнительно сборка осуществлялась в Костроме*. В общей сложности модели выпускались в течение 10 лет, и форма на металлические детали пережила несколько ремонтов или модернизаций, которые отражались на общих обводах кабины, форме лобового стекла, эмблемы, фар, решётки, переднего бампера и регистрационного знака.

Первый

Перед нами модель, выпущенная не в самый ранний и не в самый поздний период.
Модель не в оригинальном заводском состоянии, и это моя заслуга, о которой я иногда несколько сожалею.
Как видно, миниатюра окрашена краской вполне достоверных цветов.
Реже встречался вариант с кабиной, окрашенной зелёным металликом. Также известны фестивальные варианты моделей, на которые крепились эмблемы фестиваля международного фестиваля молодёжи.
Кабина, кузов, шасси, оси колёс изготовлены из металлического сплава.

МАЗ-503А из коллекции автора
МАЗ-503А из коллекции автора

Основные элементы шасси представлены единой отливкой с рамой.

МАЗ-503А из коллекции автора
МАЗ-503А из коллекции автора

Задние фонари отсутствуют - их не было изначально.

МАЗ-503А из коллекции автора
МАЗ-503А из коллекции автора

Подвижных элементов у миниатюры изначально два: кузов с бортом и кабина.
У последней изначально был выраженный крен назад - к центральной оси, что побудило меня в своё время спилить крепления кабины и приклеить кабину прямо к раме. Откинув кабину, было возможно осмотреть двигатель ЯМЗ, который вопреки упрощениям, будучи отлитым за одно с рамой, оставался весьма похож на себя.

МАЗ-503А из коллекции автора
МАЗ-503А из коллекции автора

У миниатюры в подвеске колёс есть упругие элементы, работающие как рессоры. Не знаю, как было у новых моделей, но учитывая особенности пластика, предположу, что у свежих моделей они пружинили получше.
Топливный бак и ящик для аккумулятора выполнены бездонными.
Впрочем, и другие важные элементы шасси тут не получили своего отражения.
Таков уж жанр.
Запасное колесо, закреплённое на раме, аналогичное переднему, так же не имеет проработки с тыльной стороны.

МАЗ-503А из коллекции автора
МАЗ-503А из коллекции автора

Интерьер в общих аспектах на себя похож. Есть даже спальное место.
Но я не помню, чтобы у настоящего МАЗа с завода руль был с четырьмя спицами. Тюнинг?

МАЗ-503А из коллекции автора
МАЗ-503А из коллекции автора

У модели в исходном виде не выделялись краской эмблема и подфарники, это те следы моего творчества, которые я решил оставить.
Как видно, на бампере уже отсутствует регистрационный знак - вместо него выступ - характерно для моделей не самых первых выпусков.

МАЗ-503А из коллекции автора
МАЗ-503А из коллекции автора

Вполне узнаваемые, хотя и не совсем точные - колёсные диски - выполнены едиными с шинами.
Колёса закреплены на довольно тонких осях стопорными кольцами, что обеспечило им небывалую вращаемость. Скорее всего, этот МАЗ стал лучшей моделью автомобиля, выпущенной в СССР, которая могла скатиться со стола или полки быстрее, чем любая другая.

МАЗ-503А из коллекции автора
МАЗ-503А из коллекции автора

Задние колёса не так удались, но тоже более-менее похожи на самих себя. По сравнению с колёсами на передней оси - у этих с внутренней стороны нет пустоты - она закрыта внутренними скатами.

МАЗ-503А из коллекции автора
МАЗ-503А из коллекции автора

Секрет успеха?

Второй доступной промышленной моделью автомобиля МАЗ-503А стала миниатюра от «Нашего автопрома», выпущенная впервые около десятилетия тому назад, спустя почти четверть века, что, от части и предопределило её успех: модели, изготовленные мастерскими были редкими и дорогими, а в рамках промышленного жанра был лишь Загорско-Костромской предшественник.

МАЗы-503А из коллекции автора. Как видно, у современной модели отвалилось зеркало - это характерно для моделей первого выпуска, т.к. у поздних зеркала были из полумягкого материала и  не ломались.
МАЗы-503А из коллекции автора. Как видно, у современной модели отвалилось зеркало - это характерно для моделей первого выпуска, т.к. у поздних зеркала были из полумягкого материала и не ломались.

Избыточно высокая посадка советской модели может навести на мысль, что перед нами копия не МАЗ-503А, а МАЗ-509А. Сравнив с моделью современного выпуска («Наш автопром»), только ещё больше убеждаюсь в верности такого предположения. Однако, производитель позиционировал эту модель именно как копию машины без полного привода.

МАЗы из коллекции автора
МАЗы из коллекции автора
Примечателен и тот факт, что модели поставлялись по линии Автоэкспорта - как дилерские.

Какой получилась первая промышленная копия МАЗ-503А в масштабе 1:43?

Выполнена миниатюра была вполне на уровне массовых (и не очень) моделей-игрушек, и так называемых ремейков иностранных машинок, выпускавшихся в нескольких республиках СССР. Брутальному образу автомобиля эта миниатюра вполне соответствует.
Многие коллекционеры, мастера и мастерские переделывали самосвалы в лесовозы, седельные тягачи. Удлиняя колёсную базу, делали копии бортовых автомобилей, цистерн, трёхосных машин и многие другие варианты.
Сам производитель к началу девяностых предпринял попытку выпустить копию бортового МАЗ-500, но по ряду технологических ограничений, достичь показателей массового производства не удалось, и модель разошлась тиражом не более нескольких сотен. Нынче она, как и массовый самосвал, ещё встречается в продаже, но распада сплава удалось избежать лишь не многим из них.

МАЗ-503А из коллекции автора
МАЗ-503А из коллекции автора

Некоторые коллекционеры моделей производства «АГАТ-ТАНТАЛ-РАДОН-МОССАР» (во многом - «Почтовых ящиков», для которых производство моделей было направлением выпуска товаров народного потребления) имеют в коллекциях модели МАЗов электромеханического завода, так как эти модели относятся к той же конструкторской школе.

Мне эта модель ценна как исторический предмет и как одна из первых моделей, очутившихся в моей соляночной коллекции, из выпущенных в предшествующей эпохе.

Сведения:
Прообраз - МАЗ-503А
Наименование миниатюры «Автомобиль-самосвал МАЗ-503»
Заявленный масштаб - 1:43
Годы производства 1982-1993 (*согласно «Списку Diriver'а»)
Производитель: «Электромеханический завод»
Сделано в СССР, Кострома, Загорск.

Благодарю за внимание!

#МАЗ #хобби #коллекционирование #масштабные_модели #авто

Авто
5,66 млн интересуются