Мы сразу друг другу не понравились: мой новый классный руководитель и я. Она - женщина старой закалки, для которой конформность - главная добродетель. Я - первый неформал в деревне: ходил в школу в драных джинсах, с цепью на самодельном рюкзаке и принципиально не носил учебники. Портил своим внешним видом и вызывающим поведением моральный облик колледж-класса. Во мне её смущало всё. А меня в ней только одно: её глубоко несчастное выражение лица, представлявшее смесь недоумения, возмущения и досады. До сих пор, спустя почти 25 лет, оно стоит перед глазами. Очень не хочется иметь такое же в её годы.
"Жилище, пища и винище" - о трёх слагаемых счастья
Когда антрополога Станислава Дробышевского спросили о природе счастья, он выразился коротко, но ёмко:
- Жилище, пища и винище.
Эта простая и универсальная формула, сохраняющая актуальность с первобытных времён, кажется, является знаменем и кредо обывателя любой культуры. Но не спешите критиковать формулу, Дробышевского и обывателя: на простых примерах я покажу вам, что формула глубока, Дробышевский мудр, а обыватель делает всё, чтобы его жизнь не соответствовала данной формуле ни по одному из пунктов.
Жилище
Сейчас в России строительный бум. Кто-то строит дома, кто-то покупает квартиры, кто-то делает в них ремонт, а у кого нет денег ни на что, мечтает просто о бытовке на садовом участке. Но "жилище" формулы - это не про коробку с потолком и стенами, а про то жизненное пространство, в котором ты чувствуешь себя свободным от внешнего давления.
"Жилище" - это твоё место силы, которое обязывает весь мир подождать снаружи.
"Жилище" - больше чем дом. Это жизненное пространство, в которым ты - хозяин. Это твоя нора, гнездо, логово, в которым ты - царь и бог; твоя цитадель, где, раскинув руки, ты смело заявляешь: "мой замок - мои правила!".
Общественный тренд, толкающий миллионы людей оформлять ипотеку, - это прекрасный способ получить квартиру, но не иметь "жилища". Делай как все, чтобы лишить себя покоя.
Пища
Пища сегодня - это уже не корешки и суслики, а деньги, которые можно зарабатывать по-разному. Люди современных первобытных племён, ещё сохранившихся в девственных уголках планеты, тратят на поиски пищи совсем немного времени. Да, иногда случаются периоды голода, связанные с природными эксцессами, но, в целом, им не приходится по 8-мь часов портить здоровье в офисах и на производстве, а потом ещё и калым тащить в "жилище".
"Благо легко достижимо" - сказал Эпикур, и человек древности с ним бы согласился, потому что не имел ипотеки и кредитов.
Сытость древнего человека было легко удовлетворить нехитрой снедью, а как удовлетворить множественные запросы обывателя, разогретые коварным маркетингом?
Норвежский путешественник Тур Хейердал в своих книгах описывает полинезийские острова, на которых люди, не имея ничего, живут в раю по сравнению с европейцами: они не работают, их кормит природа, и целыми днями они занимаются играми, рыбалкой и любовью. Возможно, наш прогресс лишил нас чего-то очень важного? Например, свободы.
Винище
Конечно, речь идёт не об алкоголе, которым наши с вами соотечественники заливают стресс, а о развлечениях. Развлечения бывают конструктивными, а бывают не очень...
Самое конструктивное развлечение - это творчество.
Творчество человека держится на естественном природном любопытстве и тяги к познанию. Когда у человека есть свободное время и нет необходимости драться за своё выживание, он может себе позволить заняться творчеством. То есть, стать Создателем.
Конечно, кто-то может возразить, что, мол, "счастливые островитяне как раз таки ничего и не создали, кроме каменной наковальни для кокосовых орехов". Но не спешите с выводами. Не стоит ставить знак равенства между индивидуальной творческой энергетикой и культурным развитием целой популяции. Культурный и технический прогресс - это совокупный труд большого числа людей, возможный только при плотном и интенсивном культурном обмене - том самом, что часто отсутствует в "примитивных" сообществах. Личное же творчество возможно лишь в благоприятных для него условиях - когда человек следует за своим интересом, а не гнёт спину под кнутом эксплуататора.
Винище, как напиток, стало культурной нормой российского общества и важным аспектом его деградации (да, наше общество сильно деградировало в культурном отношении в сравнении с тем, что мы имели лет 40 назад). А "винище", как форма самого приятного и полезного развлечения - творческого труда, построенного на личных интересах и общении с единомышленниками, доступно сегодня очень немногим счастливчикам.
Эпикур был прав: благо легко достижимо, потому что человеку для счастья не так уж много и надо. Однако человек чаще всего не имеет и этого малого, ибо покорно идёт туда, куда идут все: в мир финансового рабства, крысиных бегов и слепой моды. Но есть и хорошая новость. Отбросить страх стать белой вороной и выбрать собственный путь можно в любой момент. Ибо наши страхи, как и наше счастье, принадлежат только нам.