Найти в Дзене

Русская НИВА. Самый известный в мире отечественный внедорожник, долгожитель, рекордсмен.

Как же мы любим ругать наш автопром, за неказистые и неудобные автомобили, за некачественную и часто ломающуюся технику. Может мы не совсем объективны или слишком сильно завышаем наши требования к тяжело растущей популярности российского автопрома. Есть прекрасная фраза: "..нет пророка в своём отечестве..", именно так мы относимся к отечественным автомобилям.

По правде говоря, мы забыли один факт, а факты - вещь упрямая, среди российских автомобилей, есть долгожитель, рекордсмен, успехи которого до сих пор ни кто не превзошёл.

Нива ВАЗ 2121 фото из свободного источника
Нива ВАЗ 2121 фото из свободного источника

Эта наша родная и надёжная "НИВУШКА", ВАЗ 2121 НИВА. Первый и самый главный успех этого автомобиля является конструкция его кузова, это первый внедорожник безрамного типа. Это автомобиль повышенной проходимости с несущим кузовом и постоянным полным приводом на все колёса. В 1972 году были созданы первые ходовые прототипы Э-2121, а уже в 1973 году объявлено о подготовке к серийному производству.

Э-2121, прототип НИВЫ фото из свободного источника
Э-2121, прототип НИВЫ фото из свободного источника

В 1974 выпущены первые 15 предсерийных образцов. Эти машины прошли полный цикл испытаний, в том числе пробег по Уралу и Предуралью. Для сравнения с моделями-конкурентами специалисты воспользовались британскими Land Rover и Range Rover, а также УАЗ-469. Для оценки ходовых качеств «Нивы» совместили «легковую» и «вседорожную» программы испытаний. Приказ о постановке автомобиля на конвейер подписан 31 июля 1975 года . Первый серийный образец ВАЗ-2121 сошёл с конвейера ВАЗа 5 апреля 1977 года.

Это уже история, вписанная золотыми буквами в развитии российского автопрома. А тогда она только начиналась, и начиналась довольно не плохо. Уже начиная с 1980 года "Нива" становится серебряным и золотым призером чемпионата СССР по автокроссу.

Первая автогоночная трассы в Тольятти фото из свободного источника
Первая автогоночная трассы в Тольятти фото из свободного источника

В это же время ВАЗ-2121 выходит на мировую арену, приняв участие в престижном и тяжелом ралли-рейде "Париж – Дакар". В начале восьмидесятых годов советский внедорожник смог взять третье и второе место в этом соревновании, а также одержал ряд побед в других различных ралли: "Париж – Тунис", "Алжир", "Атлас" и "Ралли Фараонов".

Ралли-рейд "Париж – Тунис" фото из свободного источника
Ралли-рейд "Париж – Тунис" фото из свободного источника

К сожалению, за рулём победоносных внедорожников сидели не советские спортсмены, а зарубежные гонщики. Российские экипажи впервые официально вышли на международные соревнования на Ниве лишь в сентябре 1992 года, приняв участие в марафоне "Париж – Москва – Пекин".

"Забрызганная грязью машина прекрасно прошла маршрут, не уступив именитым и более мощным Лэнд-роверу, Рейндж-роверу, Мерседесу, Шевроле Блейзеру и другим, испытанным здесь раньше." писал английский журнал Car 1991г.

1998 год стал богатым на рекорды для российского внедорожника. Ниве принадлежит несколько мировых рекордов и впечатляющих достижений. «Нива» установила рекорд высоты, взобравшись на 5200 метров вверх по крутому склону горы, где располагался базовый лагерь горы Эверест - вершины мира. А в 1999-м — на 5 276 метров над уровнем моря на Тибетское плато в Гималаях!

фото из свободного источника
фото из свободного источника

В апреле 1998-го ВАЗ-2131 сбросили на парашюте в точке пересечения оси вращения Земли с её поверхностью в Северном полушарии(северный полюс). И ничего не помешало российскому внедорожнику - ни встряска и удар при падении на лед, ни мороз для запуска двигателя. После приземления на лёд, машина успешно завелась и преодолела заданный маршрут.

А позже в 1999 и 2000 годах снегоболотоход "Лада-Нива-Марш" также дважды побывал на Северном полюсе. Лучшие свои внедорожные качества автомобиль продемонстрировал в Антарктиде, где прослужил на российской полярной станции "Беллинсгаузен" целых 12 лет, в условия полного бездорожья и экстремальных температурах , где минимальная температура была -4 градуса по Цельсию, а максимальная была - 60С. За весь период «Нива» прошла 12 000 км по льдам и снегам Антарктиды.

"Лада-Нива-Марш" фото из свободного источника
"Лада-Нива-Марш" фото из свободного источника

Ещё одна удивительная история произошла в 2001 году. На Волжский автомобильный завод пришло письмо от Максима Никулина с предложением изготовить автомобиль «Ландоле» для аттракциона «Медведи» под управлением дрессировщика Виктора Кудрявцева. Руководство АВТОВАЗа с удовольствие пошло на встречу и уже 7 февраля 2002 года в Московском цирке Юрия Никулина на Цветном бульваре, во время представления состоялась презентация автомобиля. В презентации принимала участие делегация АВТОВАЗа.

Нивы-Форы ВАЗ-212180 "Медведемобиль" фото из свободного источника
Нивы-Форы ВАЗ-212180 "Медведемобиль" фото из свободного источника

На арену, за рулем машины на базе Нивы-Форы ВАЗ-212180, выехал главный конструктор, после чего место за рулем занял медведь по имени Степан, а рядом села его сестра. Медведемобиль уверенно тронулся с места и, проехав перед изумленными зрителями еще один круг почета, выехал с арены за кулисы.

Так что есть у отечественного автопрома автомобили, которыми стоит гордиться. И история ВАЗ-2121 продолжается в будущих моделях.

ВАЗ-2121 всегда стоял особняком в модельном ряду ВАЗа ввиду специфического набора потребительских качеств. Советские, а затем и российские автомобилисты полюбили эту компактную машину за удивительную проходимость при вполне «жигулёвском» уровне комфорта. Нива смогла снискать и мировое признание – поэтому нет ничего удивительного в том, что даже через 40 лет этот автомобиль продолжает пользоваться устойчивым спросом и даже находит новых поклонников.

Первый, ВАЗ-2121 НИВА фото из свободного источника
Первый, ВАЗ-2121 НИВА фото из свободного источника

Ниву начали серийно производить 5 апреля 1977 года и производят до сих пор – практически в том же обличье. За четыре с лишним десятилетия, семейство Нив расширилось так, что если писать обо всех версиях, получится толстая книга и не одна. Множество модификаций были серийными или мелкосерийными. Многие создавали не только у нас, но и за рубежом, где классическая Нива стала одним из самых успешных отечественных автомобилей за всю историю российского автопрома.

"Лада-Нива — автомобиль в традициях Лэнд-Ровера, если даже не Рэйндж-Ровера, хотя бы по устройству трансмиссии. У неё, как у обоих британских аналогов, постоянный привод на все колеса через межосевой дифференциал."Английский журнал Autocar and Motor (1989 год)

"Неожиданными были сравнительно невысокая стоимость, удавшаяся форма и оснащение нового автомобиля повышенной проходимости. То, что этой Ладе практически нет равных, показывает: русские очень внимательно анализировали автомобильный рынок и точно попали в пустующую нишу". Из обзора австрийского журнала Austromotor. (1978 год)

Значит всё таки можем!!!! И всё ещё впереди!!!

Вот какие они могут быть и были наши НИВЫ, очень необычные и очень мало известные:

ВАЗ - 2121 фото из свободного источника
ВАЗ - 2121 фото из свободного источника

Нива "Биг-Фут" фото из свободного источника
Нива "Биг-Фут" фото из свободного источника

ВАЗ-212183 "Ландоле" фото из свободного источникм
ВАЗ-212183 "Ландоле" фото из свободного источникм

и это тоже НИВА.. Машина по имени "Былина" сделана в НАМИ.. фото из свободного источника
и это тоже НИВА.. Машина по имени "Былина" сделана в НАМИ.. фото из свободного источника

Спасибо за прочтение. Понравилось, поставьте пожалуйста лайк.

Подписывайтесь на канал. Благодарю.

Авто
5,66 млн интересуются