Найти в Дзене
FourWheels

Владельцы гибридных автомобилей столкнулись с проблемой, связанной с завышенным в три раза транспортным налогом.

Оглавление

Что произошло?

Всё чаще поступают обращения от группы граждан, которые утверждают, что при оформлении гибридов в документы вносится информация о завышенной мощности автомобиля. Это происходит повсеместно, в разных регионах страны.

Один из владельцев гибридного кроссовера Toyota RAV4, Евгений, поделился с нами своей историей. При оформлении документов на его автомобиль были не только сложены мощности бензинового и электрического моторов, но и увеличена производительность одного из электромоторов. В результате транспортный налог на обычную машину составил 42 тысяч рублей, что вызвало у Евгения шок.

Вице-президент Национального автомобильного союза Дмитрий Шапарин подтвердил, что проблема не нова и существует уже несколько месяцев. При оформлении документов на гибриды в России обычно просто суммируются мощности двигателя внутреннего сгорания и электромотора, что кажется не совсем справедливым.

«Это уничтожает всякое экономическое обоснование эксплуатации гибридного транспорта», — заявил Дмитрий Шапарин.

Типичная история

Евгений рассказал, что уже семь человек постоянно общаются с ним по поводу этой проблемы. Они пытаются найти решение и поддерживают связь друг с другом. По словам Евгения, он никогда бы не купил гибридный автомобиль, если бы знал о таком огромном налоге.

Он решил приобрести электрифицированный автомобиль в начале августа. Выбор пал на гибридный Toyota RAV4, так как его привлекла идея экологичности и минимальных расходов на топливо. Однако после покупки кроссовера он столкнулся с неприятным открытием.

«Получив документы из лаборатории, я счастливый отправился в МРЭО, чтобы поставить машину на учёт. Но там меня ждала девушка, которая сообщила, что мощность автомобиля не 178, а 280 лошадиных сил. Это был настоящий шок для меня!» — поделился Евгений.

В СТС оказалась вписана некорректная мощность в 280 лошадиных сил, хотя даже производитель указал в каталогах 222 лошадиные силы. В последнем случае транспортный налог составил бы в Москве 14 тысяч рублей, а при указанной в СТС мощности 280 лошадиных сил — уже 42 тысяч рублей.

«Если бы я знал об этом, выбирая машину, я бы никогда на неё не посмотрел», — признался Евгений.

Он пояснил, что мощность ДВС на его автомобиле составляет 131 кВт, мощность переднего электромотора — 48 кВт, а заднего — 11 кВт. Однако при оформлении документов лаборатория допустила ошибку, указав мощность переднего электромотора 64 кВт вместо 48 кВт по европейскому сертификату.

Справедлив ли налог?

Чтобы разобраться в причинах недовольства владельцев гибридов, необходимо понять устройство и принцип работы таких машин. В нашем случае речь идет о параллельном гибриде.

Традиционный двигатель внутреннего сгорания на таких автомобилях крутит генератор электромоторов. Запас энергии хранится в небольшом аккумуляторе, и электричество используется лишь при неспешном движении в пробках и при разгонах. В случае с Toyota RAV4 ёмкость батареи составляет всего 1,2 кВт, и зарядка от сети не предусмотрена.

Единственным источником энергии является бензин, залитый в топливный бак. ДВС крутит генератор, а электричество вращает электромоторы. Энергия от сгорания бензина преобразуется в электрическую и рационально используется для общего снижения потребления топлива. При основном движении автомобиль едет от ДВС.

Говорить о постоянном приросте мощности в случае с такими гибридами не приходится: электромоторы приходят на помощь при разгоне и в пробках, а запас хода на чистой электротяге не превышает нескольких километров.

Как считают?

По словам обратившихся в редакцию автолюбителей, с 2023 года почти все владельцы гибридов сталкиваются с завышением транспортного налога в 2–3 раза из-за увеличенной мощности в документах в 1,5–3 раза. Причина заключается в прекращении общения с ушедшими из России автобрендами, которые могли бы повлиять на ситуацию, а также в отсутствии полноценной нормативной базы.

-2

Впервые о проблеме стало известно ещё в прошлом году, когда в выдаваемых ЭПТС стали суммировать мощность двигателя внутреннего сгорания и электродвигателей. Данные для документов по мощности, исчисляемые в кВт (л. с.), берутся МРЭО для СТС и для налоговой из ЭПТС. Электронный паспорт, в свою очередь, выдается испытательными лабораториями, которые также выпускают Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), где прописываются показатели мощности ДВС и электрической установки.

Данные по части электродвигателей прописаны как «максимальная 30-минутная мощность, кВт». Они берутся из каталогов производителей, а при отсутствии таких данных выводятся самими лабораториями. Однако по факту измерений обычно не проводят: вместо 30-минутной мощности указывается значение пиковой мощности, обозначенное производителем. В результате получается сумма мощности ДВС и электрического довеска на пике, что приводит к огромному налогу. Сами автопроизводители «30-минутную мощность» в технических характеристиках вообще не приводят.

Парадокс заключается в том, что батарея на 1,2 кВт, как в случае с упомянутым RAV4, не может крутить электромоторы на протяжении 30 минут. Запас хода в ней составляет всего несколько километров. А на последовательных гибридах передача мощности на колеса от ДВС и электромоторов одновременно невозможна в принципе.

На законодательном уровне проблема до сих пор не решена. В трёх столичных МРЭО владельцам гибридов объяснили, что официальной проработанной нормативной базы нет. В каких-то отделениях мощность суммируется, в каких-то — нет. Официально снизить производительность до разумной можно лишь через испытательные лаборатории и суды в частном порядке.

В 1999 году был принят ГОСТ Р 41.85-99 (Правила ЕЭК ООН No 85), в котором говорилось, что электромоторы, ограниченные ёмкостью батарей, не могут выдавать большую мощность. Согласно примечанию 5.3, если мощность электромотора ограничивается тяговой мощностью аккумулятора, в расчёт можно брать тяговую мощность аккумулятора. Однако этот документ был отменён.

В марте 2023 года Минфин выпустил разъяснения по части обложения транспортным налогом гибридного автомобиля. В соответствии с ними, при исчислении налога в отношении автотранспортного средства с комбинированной энергоустановкой параллельного типа нужно учитывать суммарно указанные в технической документации максимальную 30-минутную мощность и мощность ДВС, а в случае отсутствия механической связи с трансмиссией ДВС (последовательный тип) — не учитывать мощность ДВС.

Как быть?

По мнению Дмитрия Шапарина, в данной ситуации следует двигаться в сторону исчисления налога только с двигателя внутреннего сгорания, иначе методика будет несправедливой. Такая ситуация тормозит переход на экологичный транспорт — люди отказываются от покупки гибридной техники из-за несправедливого налогообложения, отмечает эксперт.