Если коротко, то можно все, что не запрещено законом и двигает вас к целям. Главное — помнить о последствиях и ответственности за свои действия.
Раскрою чуть подробнее те сложности, которые слышу от клиентов, и с чем сталкивалась сама в этой теме.
Автор: Ольга Тукунова — эксперт кафедры «Коучинг» Академии социальных технологий, командный коуч, бизнес-коуч АСС ICF.
1. «Я дружу с подчиненными, они веселые ребята, но мне сложно их критиковать, просить переделать, требовать выполнение задач, настаивать на своем»
Узнали себя? Это происходит, потому что смешиваются внутренние роли —друг и руководитель. В рабочем контексте вы мыслите и поступаете как друг.
Что же делать? Вспомните (а лучше пропишите) главные задачи каждой роли. Друг — приятно провести время, насладиться процессом общения, почувствовать себя причастным к какому-то обществу и т.д. Руководитель — привести команду к бизнес-результатам, создать рабочую атмосферу и условия, чтобы работа выполнялась качественно и в срок. Научитесь переключаться, помня о своей роли и главной ее задаче.
Не нужно совсем исключать дружественность из общения — направьте ее немного в другое русло. Например, для смягчения критики или коммуникации в конфликтах: «Я тебя знаю, ты быстро все исправишь», «Отлично вчера погуляли, было весело, жду отчет».
Сложности также возникают, когда сотрудник не может переключиться из роли вашего друга в роль подчиненного. И здесь ваша четкая, устойчивая позиция руководителя поможет ему вспомнить, что вы сейчас на работе и здесь другой формат отношений. Если вы будете придерживаться своего рабочего сценария и проявляться как руководитель, сотруднику ничего не останется, как переключиться на роль исполнителя и заняться своими обязанностями.
2. «Мне не важно, что происходит с сотрудниками вне офиса, мы тут все ради бизнеса, так что нет времени на дружбу, общение и прочую ерунду»
Такой подход не делает офис приятным местом для работы и не способствует тому, что команда будет выдавать свой максимальный результат.
Что же делать? В таком случае руководитель может быть инициатором узнавания друг друга. Пара вопросов сотрудникам: «Как дела?», «Как выходные?», «Как семья?». Поделитесь чем-то интересным — прочитанной книгой, рассказом о путешествии и т.д.
Сближение вызывает доверие, комфорт в работе, и благодаря этому люди не напряжены и спокойно занимаются своими рабочими задачами. Будьте искренни, любопытны в момент разговора — и потом вернитесь к рабочим вопросам.
Резюме
- Дружите, если ваши близкие отношения не мешают вашим бизнес-целям.
- Отдалитесь немного, если пока не удается удерживаться в роли руководителя.
- Ищите баланс «друг — руководитель», который будет комфортен вам и способствовать тому, что ваша команда будет двигаться вперед и достигать поставленных целей.
- Тренируйте переключение ролей — это формирует навык гибкости, умение проявляться адекватно контексту.