Здарова! Недавно у меня была статья про покраску бампера, а сегодня я решил коснуться темы ремонта пластика.
Для начала сравним вообще металл и пластик. В качестве примера рассмотрим механическое воздействие (и его последствия) на деталь из пластика и такую же из металла (пример условный, просто чтоб разобраться с основами).
Итак у нас удар в переднюю часть автомобиля в месте, где бампер соединяется с крылом. Крыло сталь, бампер пластик (полипропилен). Оцениваем повреждения (фото №1) :
- Металл - сильная деформация, в редких случаях трещины
- Пластик - трещины и разрывы, деформация в сравнении с металлом значительно меньше.
Металл компенсирует энергию удара за счет деформации, пластик же может делать это до определенного момента, после которого ломается. Как итог металлическая деталь в плане ремонта это больше работа по восстановлению геометрии, а пластик это ремонт трещин и разрывов.
Ладно с базой разобрались, теперь по теме. Из всех рабочих (и доступных) способов ремонта пластика на данный момент существуют два.
- Ремонтный состав (двухкомпонентный клей для пластика). В свое время были высшие по качеству ремки от 3M и Terroson, но со временем первый стал сильно проваливаться по качеству, а терросон всегда приходилось поискать, сейчас на смену им пришли ремки от Джета про и А1.
Из плюсов:
- универсальность (подходит для всех видов пластика, также позволяет склеить два разных вида пластика)
- прост в применении (не требует большого опыта и дополнительного инструмента)
Минусы:
- стоимость материалов (одна ремка 25 грамм стоит 650-800 р)
- не гарантированное качество соединения
2. Сварка пластика с помощью прутков. Пришла на смену колхозу представленному в виде паяльника и сеточки от динамика.
Плюсы:
- Стоимость материалов (при использовании самодельных прутков стоимость материала стремится к нулю.)
- более крепкое соединение (по сравнению с клеем)
Минусы:
- требуется дополнительный инструмент (газовая горелка или фен)
- необходим навык работы
- специфичность
Стоит наверное сказать и про такую вещь как паяльник со скобами. Штука удобная и полезная, но тоже специфичная. Во первых я категорически не рекомендую армировать срепками сварные швы. Вопреки расхожему мнению таким образом вы соединение не усиливаете, а ослабляете. У металла нет прямой адгезии с пластиком. И по сути вы просто получаете чужеродные куски проволоки в однородной массе пластика. Плюс ко всему температура раскаленных скоб сильно превышает рекомендуемую и пластик при контакте со скобой становится хрупким. Хлеще только впаивать паяльником в бампер сеточку от динамика. Паяльник со скобами также как и клей хорош для быстрого негарантийного ремонта,отремонтировать крепление фары или закрепить по форме кусок пластика перед сваркой.
В общем и целом на больших объемах лучше освоить навык сварки пластика. Инструмент недорогой и отобьется на первых работах. Материал вообще стоит копейки. Если не покупать какой-нибудь фирменный пруток с накруткой в 1000 процентов, а поискать на авито, то 5-тикилограмовая бухта обойдется вам тысячи в три,а это количество прутка, которым ещё ваши внуки варить будут. В самом крайнем случае необходимые прутки можно самому нарезать из падшего бампера с той же маркировкой пластика(а в 95-ти процентах они все полипропиленовые). Сварное соединение, выполненое мастером с соблюдением температурного режима, по прочности не уступает цельному элементу.
В случаях же быстрого ремонта или в случах когда нужно соединить два пластика с разной маркировкой (или пластики, которые вообще не варятся, типа поликарбоната) лучше использовать клеевые составы. Соблюдение технологии здесь тоже играет не последнюю роль. Склеиваемые поверхности нужно правильно подготовить и использовать праймер по пластику.
В завершении статьи хотелось бы сказать что по опыту пластик конечно более дружелюбный в плане ремонта материал. В достаточной степени овладев технологией и навыком восстановления деталей из пластика, при желании можно возвращать к жизни реально очень сложные случаи. А такая мелочь, как восстановление крепления на бампере будет вообще чем то элементарным. Выбирайте в зависимости от задач способ ремонта и не стесняйтесь совмещать их для достижения лучшего результата. Правильный алгоритм работы с ремсоставами и сваркой пластика я расскажу в одной из следующих заметок. Спасибо за внимание и предлагайте темы для новых статей.
Шик-шик!