Я не автор этого выражения, но я точно знаю, что в травме невозможно застрять.
Каким бы сложным переживание не оказалось мы продолжаем жить дальше.
Повторение сценария, повторение определенных состояний не говорит о застревании, а говорит нам о памяти пережитого опыта.
Данная память может выступать в качестве опоры для нас и способа перепроживания ситуации для ее исцеления. Но никогда не будет в точности повторять сценарий изначальной травмирующей ситуации.
Поскольку травмирующее событие становится нашим жизненным опытом в котором нам удалось себя спасти, мы действительно можем использовать повторение сценария как опору в других сложных для нас ситуациях.
Мы очень многогранны и сложно устроены, мы не застреваем, а используем любой опыт который у нас есть.
Каждая травма пробуждает в нас инстинктивную реакцию к выживанию, что создает способ спасения и самопомощи, а так же способ исцелить травму.
Каждая травма раскрывает в нас способность спасти себя. Так же как и способ который мы используем для спасения может оказаться впоследствии источником новой травмы.
Нет абсолютного зла и абсолютного добра. Говоря о травме, особенно, важно это помнить.
Сама по себе травма может стать для нас опорной конструкцией в жизни, как чрезмерный опыт с которым мы справились.
Осознанно или нет мы выжили в ситуации которая угрожала нам. Мы можем помнить о ней как о навязчивом воспоминании, только по тому, что еще не нашли для себя способа интегрировать новый опыт в свою жизнь. Понять как относиться к пережитому и к самому себе после случившегося.
И один из самых важных аспектов, не почувствовали себя в достаточной безопасности, на уровне физического чувствования относительно пережитой ситуации.
Мы не можем застрять в травме. Мы можем физически ощущать себя так, словно мы заморозились, застыли, это так же является инстинктивной реакцией на переживание опыта воспринимаемого нами как чрезмерного, неожиданного, опасного.
Опыта в котором у нас нет другого способа защитить себя, кроме того, чтобы замереть, снизить чувствительность и подождать.
Такая реакция не является тем, что можно назвать застреванием, поскольку мы продолжаем жить дальше. Способность замереть один из древнейших способов выживания, помогающий нам до сих пор.
Мы застреваем не в травме, а на выходе из цикла травмы. Для того чтобы реакция замирания завершилась, нам нужны специальные условия, поддержка, присутствие, забота и защита. И только тогда происходит выход из замирания, восстанавливая чувствительность, и целостность восприятия себя.
Мы не застреваем, а возвращаемся к пережитому опыту, как к опоре, как к ране, которую нужно залечить, как к сценарию с, которым мы справились и там родилась наша особая сила.
И я приглашаю вас к тому, чтобы уважать это возвращение, понять свою потребность в этом и найти поддержку, если вам это необходимо.
С уважением к Вам, психолог Ольга Бычкова.
Автор: Ольга Бычкова
Психолог, Супервизор, Телесный терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru