Найти в Дзене
Интересная техника

История МиГ-3: тактика применения и эффективность

МиГ-3
МиГ-3

В классической тактике авиации, разработанной для достижения господства в воздухе, бомбардировщики, разведчики и штурмовики выполняли свои собственные задачи, для которых они и были сконструированы. Однако в условиях 1941 года, когда целью было остановить противника любой ценой, тактика использования авиации часто менялась.

МиГ-3 стал одним из ключевых самолётов в Великой Отечественной войне. Его задачей стало не только сопровождение бомбардировщиков, но и несвойственная для данного типа самолетов непосредственная поддержка наземных войск.

И-200 - прототип истребителя МиГ-3
И-200 - прототип истребителя МиГ-3

Противник, наступавший с танками и механизированными частями, вполне успешно применял артиллерию и авиацию для поддержки своих войск. Однако советские войска, при грамотном использовании авиации, зачастую наносили наступающим немецким соединениям огромный урон.

Примером такого взаимодействия стал удар по танкам 7-й дивизии генерала фон Функа, наступавшей из района Духовщины к реке Царевич на Западном фронте 20 августа 1941 года. В этом бою первыми на цель вышли пикировщики Пе-2 из 140-го БАП, обозначив её бомбами. Затем в атаку перешли Ил-2 из 61-го и 215-го штурмовых авиаполков, прикрывали их истребители МиГ-3 и ЛаГГ-3 129-го авиаполка.

«Мессеры» не смогли прорваться к Илам, и всего 82 самолето-вылета остановили немецкое наступление. Командующий ВВС Западного фронта полковник Науменко в телеграмме командиру 47-й САД Толстикову писал: «Исключительно доволен удачными действиями штурмовиков и истребителей. Благодаря сокрушительному удару, нанесенному вами 21 и 22.08.41 г., контратака танковой дивизии противника отбита. Уверен, что дальнейшими удачными действиями фашистская танковая дивизия будет уничтожена полностью. Объявляю благодарность всему личному составу полков дивизии».

Седьмого октября 1941 года два полка МиГ-3 и по одному полку Ил-2 и Пе-2 резерва Ставки нанесли сосредоточенный удар по противнику в полосе Западного фронта. Это был один из первых случаев применения самолёта МиГ-3 с реактивными снарядами по наземным целям. За 9 дней они совместно с Дальнебомбардировочной Авиацией выполнили 2850 самолето-вылетов, нанеся врагу чувствительный урон.

Роль ПВО в Великой Отечественной войне

Однако небронированные МиГ-3 изначально не были предназначены для штурмовки. В таких условиях они несли огромные потери, особенно если лётчики и их командиры не учитывали наличие у противника большого количества зенитной артиллерии.

Каждая немецкая моторизованная дивизия имела одну штатную усиленную батарею из 12 скорострельных пушек калибра 37 мм и по две «лёгкие» батареи из четырёх таких орудий в каждом полку. На Восточном фронте таким дивизиям придавался ещё один дивизион малокалиберной зенитной артиллерии, включавший 27 скорострельных орудий калибра 37 мм и 18 автоматических 20-мм «Эрликонов».

Кроме того, в таких соединениях было по 70 ручных пулемётов с треногами, приспособленных для стрельбы по воздушным целям. В движении их разделяли на равные группы и ставили в голове и в хвосте колонн.

Эти средства были более эффективны, чем крупнокалиберные зенитки, имея высокую скорострельность и точность, меньшее время реакции и лучшую подвижность. Их легче было маскировать, и они стали главной угрозой для штурмовиков.

Сформированный из инструкторов Ейской лётной школы 62-й ИАП ВВС Черноморского Флота за три недели обороны Крымского перешейка в штурмовых атаках сентября-октября 1941 года лишился всех своих МиГ-3, ЛаГГ-3 и Пе-2 и почти всех лётчиков.

Основной урон он понёс от зениток. Истребители с подвеской двух бомб ФАБ-100 и шести РС-82 теряли 50–75 км/ч скорости, без прикрытия и подавления ПВО они могли выполнять лишь внезапные атаки с одного захода, командование же на этом направлении требовало непрерывно «утюжить» вражеские позиции. Следует также отметить недостаточную для этого мощь стрелкового вооружения МиГа.

МиГ-3: эффективность в отражении налётов

МиГ-3 был разработан как скоростной высотный перехватчик для противовоздушной обороны. Именно это определяло его характеристики и возможности. Необходимость в таких самолётах стала очевидной после печальных событий в Нанкине, Гернике и Варшаве, а также по собственному опыту бомбардировочных операций в Китае, Испании и Финляндии.

Через месяц после начала войны, в ночь на 22 июля 1941 года, 250 немецких бомбардировщиков попытались атаковать Москву. Врагам сказали, что ПВО города слаба и не имеет современного вооружения, но это их лишь расслабило.

Двенадцать самолётов было сбито нашими истребителями, ещё десять — зенитчиками. Уровень потерь был таким же, как у английской авиации в первых массированных налётах на Берлин. Строй всех групп был нарушен, и к своим целям смогли прорваться лишь одиночные самолёты. Последующие атаки закончились подобным же образом, и план воздушного разрушения Москвы провалился.

На Ленинград противник бросил лучшие бомбардировщики. Здесь впервые на Восточном фронте были применены модифицированные Хейнкели Не 111Н-16 с усиленным оборонительным вооружением и новейшие скоростные тяжёлые Не 177А. Но даже они не смогли пробить оборону Северной столицы, хотя в ожесточённых воздушных сражениях и наша авиация несла тяжелейшие потери.

Попавший в руки немцев и подготовленный к эвакуации МиГ-3
Попавший в руки немцев и подготовленный к эвакуации МиГ-3

В отражениях ночных налётов особенно сильно проявилась слабость пулеметного вооружения МиГ-3, заставлявшая лётчиков использовать своё последнее оружие — таран. Именно так поступил лейтенант П.В. Еремеев.

Но видя неэффективность даже ночных ударов по Москве и Ленинграду, командование Люфтваффе попыталось работать с больших высот. Хотя МиГ-3 как раз и проектировался для перехвата таких целей, слабость вооружения не раз подводила и здесь, толкая пилотов на последний бросок.

Первым таранил шедший на большой высоте на Москву новый немецкий дальний бомбардировщик Do 217 лётчик 120-го полка А.Н. Катрич именно на МиГ-3. Хотя и его самолёт был сильно повреждён, он сумел сесть.

Как бы ни было трудно, задачу воздушного прикрытия Москвы и Ленинграда, двух ключевых точек нашей обороны осенью 1941 года, советская авиация выполнила с честью, в том числе и благодаря качествам самолёта МиГ-3. Но наряду с преимуществами в его конструкции оставались ещё и очевидные недостатки, исправлять которые предстояло в новых сложных условиях.