Автомобильный рынок России шагнул в новую эпоху. События развиваются с головокружительной скоростью, и цены на транспортные средства грозят взлететь до небес, затрагивая как новые, так и подержанные машины.
Давайте разберёмся, что это означает для российских автомобилистов и каковы прогнозы на будущее.
1 октября, словно гром среди ясного неба, грянуло событие, которого многие эксперты и автолюбители давно ждали с замиранием сердца, — повышение ставок утилизационного сбора на новые автомобили.
Хотя изначально этот сбор задумывался как благородный способ решения проблемы утилизации автомобилей, на практике его влияние на российский рынок оказалось куда более неоднозначным и противоречивым.
Многие не стесняясь в выражениях, задаются вопросом: зачем вообще нужен утильсбор, если утилизация автомобилей в России по-прежнему остаётся лишь далёкой мечтой?
Деньги, которые государство с завидной регулярностью собирает с автопроизводителей, в конечном счёте ложатся тяжким бременем на плечи конечных потребителей — на нас с вами.
Цены взлетят ввысь ровно настолько, насколько поднялись ставки утилизационного сбора. Но не стоит впадать в уныние — есть и проблеск надежды: значительное подорожание не обрушится на рынок в одночасье.
По некоторым данным, на складах дилеров сейчас около 400 тысяч новеньких китайских машин.
Эти автомобили будут реализованы в течение 5–6 месяцев, давая покупателям небольшую передышку и шанс купить машину по "старой" цене.
Рынок китайских авто в России сейчас играет первую скрипку. И если у вас завалялись деньжата на покупку стального коня, то сейчас, по мнению экспертов, самое время пустить их в дело.
Всё дело в том, что российским представителям китайских брендов уже дано недвусмысленно намекнули — постепенно сворачивать скидки и маркетинговые программы.
Это значит, что нынешние заманчивые предложения скоро канут в Лету, а стоимость автомобилей устремится ввысь, словно воздушный шар.
Но не забывайте, что ставки утилизационного сбора будут расти, как на дрожжах, каждый год вплоть до 2030-го, хотя и не столь стремительно, как сейчас.
Ежегодный прирост в 10–15% приведёт к тому, что через каких-то шесть лет покупка нового автомобиля станет роскошью, доступной лишь избранным.
Утиль накроет не только импортные машины, но и отечественный автопром.
Ведь АвтоВАЗ, который, казалось бы, должен быть в шоколаде благодаря высокой локализации производства и почти полному возмещению утильсбора, не упустит возможности задрать цены на свои модели.
Взять, к примеру, седан Lada Aura, построенный на базе Lada Vesta, — его стоимость перевалит за 3 миллиона рублей.
Это значительно больше, чем цена китайских конкурентов, хотя качество и технологичность отечественного автомобиля оставляют желать лучшего.
Конечно, утилизационный сбор — не единственный фактор, который давит на цены, словно пресс. Экономическая ситуация в стране, инфляционные процессы и общее подорожание товаров также вносят свою лепту в автомобильный рынок.
Специалисты скептически относятся к идее, что повышение утильсбора может принести пользу. Но решение принято, и его последствия будут аукаться нам ещё долгие годы.
Чиновники, словно заклинание, повторяют, что повышение утилизационного сбора призвано подтолкнуть китайские компании открывать автозаводы на территории России.
Но ведь летом 2024 года китайское правительство, фактически запретило своим автопроизводителям строить заводы в России. Причина?
Желание оградить себя, от возможных санкций.
В результате, даже если что-то и будет, то это какая-нибудь крупноузловая сборка, с очень низкой локализацией, что естественно не решает проблему заоблачных цен на новые машины.
Что ждёт российский автомобильный рынок в будущем?
По мнению большинства экспертов, недорогих и при этом качественных машин в России больше не будет.
В ближайшие годы новые машины станут ещё дороже, а покупка автомобиля превратится в роскошь, доступную лишь избранным.