Это деревня одна из последних на территории Москвы. Люди, которые остались здесь, живут без воды, газа и отопления уже последние 76 лет. Хотя находится это место всего в 40 минутах езды от центра города. Когда-то здесь был свой магазин, медпункт, киноклуб и даже собственная школа. Сейчас всё это закрыто. Единственное, что осталось у последних жителей - это тоннель, через который они попадают в цивилизацию, чтобы купить себе продукты. Что же эта за деревня, и почему она отрезана от внешнего мира?
Одна из последних деревень в Москве
Я был удивлен, когда недавно узнал, что в Москве еще существует полноценная деревня с настоящими избами и печным отоплением. В 2015 году я застал похожую деревню под названием Терехово. Находилась она в Крылатском районе рядом с Филевским парком. Тогда мне удалось туда попасть и застать её в первоначальном виде с дачными домами и огородами. Но эту деревню быстро расселили, сейчас там уже строится новый район Москвы.
Но в Новой Москве недалеко от Бутово сохранилась еще одна полноценная деревня под названием Новокурьяново. По фотографиям в интернете можно сказать, что это самая обычная, ничем не примечательная деревня без инфраструктуры за МКАДом. Но если открыть карту и посмотреть на Новокурьяново сверху, то сразу становится понятным, почему именно эта деревня уникальна - она полностью отрезана от цивилизации железной дорогой.
История деревни в кольце
Изначально в 1930 году в этом месте недалеко от станции Щербинка было построено экспериментальное железнодорожное кольцо, которое предназначалось для испытаний новых поездов и локомотивов. Но совсем скоро в Москве было принято решение о строительстве очистных сооружений в районе Печатников. Чтобы освободить территорию, деревню Курьяново решили просто перенести в экспериментальное железнодорожное кольцо. Почему именно туда? Этот вопрос до сих пор остается без ответа.
Деревянные дома перевозили в разобранном виде и собирали на месте заново, иногда даже с нуля. Наконец в 1949 году все работы по переселению были закончены. Деревню решили назвать Новокурьяново. И в 1984 году Новокурьяново было включено в состав Москвы. С тех пор здесь построили школу, открыли медпункт с собственным фельдшером, продуктовый магазин и даже киноклуб. Здесь было всё для счастливой деревенской жизни.
Деревня была не очень большой всего около 100 домов на 7 улицах под прямым углом. Все улицы имеют единое название - Железногорские, в честь города Железногорска в Курской области.
Снова переселение деревни?
Но всё изменилось с приходом перестройки. В конце 1980-х годов пошли первые разговоры о расселении деревни для строительства на её месте метро и депо. Но вскоре этот проект закрыли. В 1990-х годах о Новокурьяново снова вспомнили, на её территории теперь хотели построить многоэтажный квартал. Жителям деревни начали предлагать квартиры в Северном Бутово, тогда многие переехали, но большинство осталось в своих деревенских домах, чтобы быть поближе к земле. А зря.
В Москве до сих пор топят дровами
Время шло, а инфраструктура вокруг начала разваливаться: фельдшер уехал, магазин вместе со школой закрылись. Когда-то бурная деревенская жизнь покинула эти места, а прогресс так и не пришел в Новокурьяново. Сейчас последние жители продолжают отапливать свои частные дома дровами и углем, а воду добывают из колонок и колодцев. И это учитывая, что они живут в 40 минутах езды от центра Москвы.
Борьба за жизнь
Численность населения деревни Новокурьяново на 2023 год составляет 368 жителей, большинство из них пенсионеры. Все они, несмотря ни на что, продолжают бороться за жизнь. Например, староста деревни Владимир Ломилин с 2012 года ходит по всем инстанциям с просьбой хотя бы пустить к ним маршрутку. Но ему постоянно приходит отказ, ведь дороги в деревне слишком узкие и не соответствуют стандарту.
- Единственная связь с внешним миром у жителей Новокурьяново заключается в пешеходном тоннеле.
- Через него несколько километров приходится идти пешком по узкой тропинке на ближайшую станцию Щербинка, чтобы просто купить продукты. Ближайшая поликлиника и школа находятся в Бутово, куда можно добраться только на машине.
Постоянный шум от поездов
Наличие железной дороги вокруг деревни наносит еще один урон для местных жителей. Потому как это экспериментальная железная дорога, она предназначена для пробных испытаний грузовых, товарных, пассажирских поездов. Диметр кольца меньше двух километров, а локомотивы должны разгоняться до 140 км/ч. И так по кругу один поезд должен проехать как минимум 14 раз. Представьте какой шум здесь постоянно стоит днем и ночью?
Невозможно зарегистровать землю
Еще одна проблема, с которой сталкиваются местные жители - это сложность в регистрации земельного участка. Частный дом регистрируется с легкостью, но земля вокруг него уже принадлежит городу. Хотя планов по сносу и переселении деревни пока нет, но все равно на оформление земельного участка уйдут месяцы бумажной волокиты.
Планы на расселение деревни
В 2015 году появилась информация, что в Новокурьяново всё же проведут газ и канализацию, а также построят здесь детский сад и даже торговый центр. В 2018 году также добавили, что Новокурьяново будет подлежать комплексной реконструкции. Но прошло уже 7 лет, а деревня всё еще продолжает существовать без основных благ цивилизации.
Вывод
Деревня Новокурьяново - это московский феномен XXI века. Казалось бы, с одной стороны метро, магазины, торговые центры, эстакады, небоскребы, но стоит зайти в тоннель ты попадаешь будто в абсолютно другой мир с печным отоплением и колодезной водой. Я очень надеюсь, что когда-нибудь здесь снова возродится безмятежная деревенская жизнь или хотя бы просто откроется продуктовый магазин.
Спасибо, что прочитали мой пост, не забудьте поставить лайк и ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ
Предлагаю ознакомиться со следующими моими статьями по данной теме: