Значительный рост ставки утилизационного сбора с 1 октября на новые автомобили окажет существенное влияние на конфигурацию российского авторынка. К чему приведет такая мера, следует ли опасаться недоступности автомобилей, ввозимых сейчас параллельным импортом, и на какие модели премиум-брендов стоит сегодня обратить внимание, рассказал коммерческий директор «ЛЦ-Иркутск» ИГОРЬ ХОМЯКОВ.
«ЛЦ-Иркутск» является официальным дилером Jaguar, Land Rover, Tank, Wey, Ora и импортером американских пикапов и внедорожников в Иркутске. Компания входит в состав ГК «Первая Автоколонна», которая работает на рынке с 2005 года, входит в Топ-5 крупнейших автодилеров Сибири, обладает большим опытом и экспертизой в работе с крупнейшими европейскими и азиатскими брендами. Группа компаний официально представляет в Иркутске Mercedes-Benz, Volvo, Land Rover, Jaguar, Mazda, Porsche, Geely, Chery, Omoda, Jaecoo, Haval City, Haval Pro, Tank, Wey, Ora, Voyah.
— С учетом планируемого роста с 1 октября утилизационного сбора как, на ваш взгляд, изменится конфигурация российского авторынка? Стоит ли ожидать дальнейшего сокращения доли параллельного импорта автомобилей европейских, американских, японских и корейских брендов, а также даже возможного ухода с рынка отдельных китайских брендов массового сегмента, которые не входят в Топ-20 по продажам? Или никаких существенных изменений, по вашим прогнозам, не произойдет?
— Целями индексации утильсбора, кроме увеличения поступлений в дефицитный в текущих условиях бюджет, являются еще локализация производства и повышение конкурентоспособности отечественного автопрома. Локализация производства позволит иностранным компаниям избежать уплаты дополнительных налогов и тем самым позволит оставаться «в рынке». По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), на начало 2024 года в России были представлены 57 китайских марок автомобилей. При этом производство полного цикла в стране среди автомобильных марок из Китая ведет только HAVAL. В производстве на территории России участвуют также CHERY, JAC и Changan. Стоимость автомобилей остальных брендов может вырасти на 20–25%. Но, честно говоря, цена изменится на все автомобили, включая отечественные, поскольку увеличение стоимости 80% доступных автомобилей на рынке с большой вероятностью разгонит инфляцию. Далее уже пойдет в гору вторичный рынок автомобилей.
Что касается возможности ухода отдельных китайских брендов с отечественного рынка, то это скорее естественный процесс. Не всем производителям удалось найти свою нишу на российском авторынке.
— Если говорить о вашем дилерском центре, то продолжатся ли в прежнем формате и количестве поставки автомобилей европейских и американских брендов?
— Мы будем исходить из ситуации на рынке. Предполагаю, что конец сентября и октябрь премиальный сегмент авторынка будет лихорадить, дальше он стабилизируется, но предпосылок к его росту нет.
— Стоит ли клиентам опасаться за юридическую чистоту сделок после 1 октября?
— По поводу юридической чистоты в целом по рынку не будет ничего нового, серые схемы поставок через третьи страны также останутся.
— Стоит ли в связи с ростом утилизационного сбора ожидать значительного роста стоимости европейских и американских автомобилей и конкретно Jaguar и Land Rover, если говорить про ваш дилерский центр?
— Стоимость автомобиля увеличится только на разницу утильсбора. В нашем случае она будет составлять около миллиона рублей.
— Сейчас на рынке новых автомобилей премиум-брендов ведущие строчки, помимо EXEED и TANK, занимают в том числе бренды, которые поставляются в Россию только параллельным импортом, например, Li Xiang и Zeekr. На ваш взгляд, происходящие изменения отразятся на последующих позициях этих марок и стоит ли их поклонникам после 1 октября обратить внимание на авто других премиум-брендов, официально поставляемых в Россию?
— Под повышение утильсбора попадут все автомобили, которые не были произведены на территории РФ, и неважно, официально они поставляются или нет. Но официально поставленный на рынок автомобиль имеет гарантию, а простота эксплуатации в текущей ситуации играет не последнюю роль. Тем более что вместо Li Xiang можно купить WEY 05 и WEY 07, который будет показан в сентябре. При этом оба автомобиля официально представлены на российском рынке, поэтому на них распространяется гарантия производителя.
— О росте утилизационного сбора было известно заранее, поэтому у участников авторынка была возможность заблаговременно пополнить свои склады. Насколько широкий у вас сейчас выбор автомобилей премиум-брендов в наличии?
— Покупательская способность не растет, поэтому было принято решение не увеличивать свободные стоки. Мы держим на складе порядка 30 новых премиальных машин и 100 премиальных автомобилей с пробегом. Учитывая ставку Центробанка на сегодня, достаточно накладно обслуживать большие склады, приходиться балансировать, чтобы оставаться прибыльным. Поэтому наша стратегия — привозить автомобили под заказ с полной предоплатой от клиента.