Техники развития креативности применяют, когда клиенту или команде нужно:
- сгенерировать новые идеи, найти новые способы (продвижения, монетизации, новые ниши и др.);
- посмотреть на застоявшуюся проблему или препятствие по-новому;
- дать волю творчеству для поиска креативных решений;
- выявить ограничивающие убеждения и внутреннее сопротивление;
- определить возможные риски и предусмотреть «страховку»;
- создать «дорожную карту» движения к цели;
- начать действовать.
К техникам развития креативности относят, например: мозговой штурм, "Метод Уолта Диснея", латеральное мышление и основанный на нем метод "Шесть шляп", метод фокальных объектов (МФО) и др. В групповом коучинге для стимуляции "запуска" креативного решения могут использоваться интеллектуальные разминки типа друдлов перед основной техникой.
Ниже рассмотрим подробнее технику "Метод фокальных объектов".
Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов. Отправные точки техники – ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.
Впервые метод предложил профессор Берлинского университета Фридрих Кунце в 1926 г., назвав его «методом каталога». Позже его исследованиями заинтересовался американский ученый Чарльз Вайтинг, который в 1958 г. впервые применил термин «фокальные объекты», имея в виду, что совершенствуемый объект лежит в фокусе переноса характеристик.
Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно. Это:
- Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
- Шаг 2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
- Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов.
- Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
- Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
- Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.
Метод был предложен как средство преодоления инертности мышления, активизации способности генерировать новые идеи и находить инновационные решения. Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные ответы, поскольку позволяет взглянуть на условия под иным, неочевидным углом. При этом техника применения проста и инвариантна. Ещё одним преимуществом МФО считается содействие развитию ассоциативного мышления.
Текст написан в связи с подготовкой к итоговому экзамену по программе профессиональной переподготовки "Системное психологическое бизнес-консультирование и профессиональный коучинг" (экзаменационный вопрос 38 из 75). Актуально для РУДН и МИП. При написании используется рекомендованная литература и (или) методические материалы, выданные в рамках учебы.
- Подписывайтесь на мой Telegram-канал, там я публикую больше личных наблюдений и практических моментов: Какой у вас запрос?
- Если вы хотите попробовать индивидуальную работу с моим сопровождением, то запись осуществляется через мой календарь.