Найти тему
Какой у вас запрос?

Техники развития креативности в коучинге: метод фокальных объектов. Когда используется, процедура проведения в групповом коучинге

Техники развития креативности применяют, когда клиенту или команде нужно:

  • сгенерировать новые идеи, найти новые способы (продвижения, монетизации, новые ниши и др.);
  • посмотреть на застоявшуюся проблему или препятствие по-новому;
  • дать волю творчеству для поиска креативных решений;
  • выявить ограничивающие убеждения и внутреннее сопротивление;
  • определить возможные риски и предусмотреть «страховку»;
  • создать «дорожную карту» движения к цели;
  • начать действовать.

К техникам развития креативности относят, например: мозговой штурм, "Метод Уолта Диснея", латеральное мышление и основанный на нем метод "Шесть шляп", метод фокальных объектов (МФО) и др. В групповом коучинге для стимуляции "запуска" креативного решения могут использоваться интеллектуальные разминки типа друдлов перед основной техникой.

Ниже рассмотрим подробнее технику "Метод фокальных объектов".

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов. Отправные точки техники – ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Впервые метод предложил профессор Берлинского университета Фридрих Кунце в 1926 г., назвав его «методом каталога». Позже его исследованиями заинтересовался американский ученый Чарльз Вайтинг, который в 1958 г. впервые применил термин «фокальные объекты», имея в виду, что совершенствуемый объект лежит в фокусе переноса характеристик.

Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно. Это:

  • Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
  • Шаг 2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
  • Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов.
  • Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
  • Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
  • Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.

Метод был предложен как средство преодоления инертности мышления, активизации способности генерировать новые идеи и находить инновационные решения. Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные ответы, поскольку позволяет взглянуть на условия под иным, неочевидным углом. При этом техника применения проста и инвариантна. Ещё одним преимуществом МФО считается содействие развитию ассоциативного мышления.

Текст написан в связи с подготовкой к итоговому экзамену по программе профессиональной переподготовки "Системное психологическое бизнес-консультирование и профессиональный коучинг" (экзаменационный вопрос 38 из 75). Актуально для РУДН и МИП. При написании используется рекомендованная литература и (или) методические материалы, выданные в рамках учебы.

ВСЕ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ

  • Подписывайтесь на мой Telegram-канал, там я публикую больше личных наблюдений и практических моментов: Какой у вас запрос?
  • Если вы хотите попробовать индивидуальную работу с моим сопровождением, то запись осуществляется через мой календарь.