Найти в Дзене
АВТОРИТЭЙЛ

Легенда, которая не тонет: автомобиль-амфибия ГАЗ-46

Опытный образец ГАЗ-46
Опытный образец ГАЗ-46

ГАЗ-46 — это не просто автомобиль, это символ советской инженерной мысли и военной стратегии. Выпускаемый на Горьковском автомобильном заводе с 1953 года, он был создан для выполнения важнейших задач в условиях, где традиционная техника не имела возможности себя проявить. Это «малый автомобиль водоплавающий» (МАВ) стал важным инструментом для советской армии, обеспечивая действия разведывательных подразделений и осуществляя инженерные работы на водоёмах.

Исторический контекст

-2

После Второй мировой войны советская армия столкнулась с необходимостью модернизации своей техники. Одним из заметных пробелов стало отсутствие отечественных плавающих автомобилей. Тем не менее, опыт использования американских амфибий, таких как Ford GPA и DUKW, продемонстрировал, как эффективна может быть подобная техника для форсирования водных преград. Это послужило толчком для разработки собственных плавающих автомобилей в Советском Союзе.

Проектирование ГАЗ-46

Модернизированный в Горьком вариант московской амфибии получил название ГАЗ-11
Модернизированный в Горьком вариант московской амфибии получил название ГАЗ-11

В 1948 году московский Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) приступил к проектированию плавающего автомобиля на базе полноприводного внедорожника ГАЗ-67. Конструкция автомобиля была разработана с учётом американских образцов, что позволило советским инженерам адаптировать и улучшить уже существующие идеи.

Вскоре после этого был разработан первый прототип под обозначением НАМИ-011 (впоследствии ГАЗ-011). Однако на тот момент уже шло создание нового внедорожника ГАЗ-69, что создало сложности для дальнейшего производства амфибии на базе устаревшего ГАЗ-67. В 1950 году в Горьком начались работы над созданием новой амфибии, которая получила обозначение ГАЗ-46.

Сравнение компоновок двух амфибий: слева — ГАЗ-46, справа — ГАЗ-011
Сравнение компоновок двух амфибий: слева — ГАЗ-46, справа — ГАЗ-011

Конструктивные особенности

Органы управления амфибии ГАЗ-46
Органы управления амфибии ГАЗ-46

ГАЗ-46 стал результатом творческого подхода советских конструкторов. Он был разработан с использованием агрегатов и компонентов внедорожника ГАЗ-69. В конструкции нового автомобиля были учтены все недостатки его предшественников. Одной из основных задач было уменьшение веса автомобиля и повышение его манёвренности на воде.

Некоторые узлы ГАЗ-46 были унифицированы с узлами ГАЗ-011. К таким элементам относятся буксировочные крюки и гаки, якорь, ручной насос для откачки воды, топливные баки, вентилятор, крестовины карданных валов, а также детали радиатора, дополнительные теплообменники, лебёдка, центробежный трюмный насос, а также приводы водяного руля и гребного винта.

Кузов ГАЗ-46 сохранил металлическую конструкцию с тремя изолированными отсеками и съёмным брезентовым верхом. Уменьшенная ширина кузова с заострённой носовой частью значительно снизила сопротивление при движении по воде, а увеличенная длина и колёсная база позволили организовать дополнительные посадочные места.

Испытания и серийное производство

ГАЗ-46 на испытаниях по проходимости
ГАЗ-46 на испытаниях по проходимости

В апреле 1952 года были изготовлены два опытных образца ГАЗ-46 для заводских испытаний. Первые тестовые заплывы продемонстрировали, что новый МАВ превосходит ГАЗ-011 как по тяге на швартовых (до 475 кгс), так и по максимальной скорости на воде (до 10 км/ч).

После успешного завершения испытаний и доработок в 1953 году ГАЗ-46 получил одобрение от руководства.

Технологическая подготовка производства завершилась в конце 1954 года, и началась серийная сборка. В течение следующих четырёх лет с конвейера сошло 654 экземпляра ГАЗ-46, который производился попеременно с гусеничным транспортёром ГАЗ-47.

Роль в армии

ГАЗ-46 на переправе
ГАЗ-46 на переправе

ГАЗ-46 нашёл своё применение не только в военных операциях, но и в других сферах. Он использовался для переправки грузов, эвакуации раненых и выполнения различных инженерных задач. С его помощью могли передвигаться разведывательные группы, которые обеспечивали безопасность на водоёмах и в прибрежных зонах.

Наследие

Доработанный ГАЗ-011 образца 1952 года (в центре) на испытаниях амфибий ГАЗ-46
Доработанный ГАЗ-011 образца 1952 года (в центре) на испытаниях амфибий ГАЗ-46

ГАЗ-46 стал одной из знаковых машин своего времени. Он символизирует период активной модернизации советских вооружённых сил и поиск новых решений в области военной техники. Несмотря на то, что серийное производство амфибии было прекращено, её конструктивные решения и идеи продолжили жить в новых моделях и концепциях.

Советские инженеры сделали важный шаг в развитии плавающих автомобилей, который впоследствии повлиял на мировую практику проектирования подобных машин. ГАЗ-46 стал не только удачным техническим решением, но и примером того, как в условиях ограниченных ресурсов и времени можно создать поистине выдающийся образец техники.

Авто
5,66 млн интересуются