Найти тему
Исторические мелочи

Загадка портрета (-ов) князя Дмитрия Голицына

Сегодня я буду вас запутывать. Не специально – мне бы самому не запутаться в вариантах и версиях.

Князь Дмитрий Михайлович Голицын (1721-93) был одним из заметных деятелей екатерининского царствования. Родился в семье сподвижника Петра I генерал-фельдмаршала М.М. Голицына. Сначала поступив на военную службу, затем Д.М. Голицын перешел на дипломатическую, которой и посвятил всю дальнейшую жизнь. В 1760-61 гг. был послом в Париже, после чего переведен в том же статусе в Вену, где и представлял интересы России почти до самой смерти – до 1792 г. Был известен как меценат и благотворитель – на завещанные им средства была устроена знаменитая Голицынская больница в Москве.

В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина хранится портрет Д.М. Голицына работы французского художника Ф.Ю. Друэ 1762 г.

В самом музее таким образом комментируют портрет:

«Друэ-младший закончил портрет в 1762 году, когда князя уже не было в Париже. Князь Голицын изображен в изящной позе на фоне богато декорированного интерьера своего парижского кабинета. Его лицо напоминает фарфоровую маску с неестественно ярким румянцем и легкой улыбкой. В правой руке князь держит письмо, на котором можно прочесть несколько слов надписи: «величест.. Дмитрию Гол… в Вене», эта корреспонденция указывает на его назначение послом в Вену».

Добавлю от себя несколько слов к этой аннотации.

Во-первых, на мой взгляд, надпись на письме «Дмитрию Голицыну… в Вене» является, скорее, «адресом», то есть свидетельствует не о назначении князя послом в Вену, а о его нахождении уже там. Впрочем, раз эксперты уверены, что Д.М. Голицын запечатлен именно в парижском своем кабинете (что логично, учитывая, что автор портрета жил именно во Франции), значит, письмо с таким адресом изображено художником, так сказать, «авансом», немного опережая события. Во-вторых, обратите внимание на лежащий на столе под правой рукой князя камергерский ключ – знак соответствующего придворного звания. Д.М. Голицын получил его в 1755 г. Вообще, камергерский ключ носился на левой фалде кафтана рядом с карманным клапаном, но здесь он помещен в такую часть портрета, чтобы был виден зрителю. И в-третьих, и это главное, если датировка портрета и верна, и он действительно был создан в 1762 г., следовательно, он подвергался позднейшей переделке, потому что орден Св. Андрея Первозванного, звезда и лента которого видны на князе, он получил лишь в 1772 г. Тогда же на шею «переехал» орден Св. Александра Невского, который до получения Голицыным ордена Св. Андрея Первозванного, носился им на ленте через левое плечо.

Между тем в 2021 г. на германском аукционе «всплыл» вот такой вариант того же самого портрета Дмитрия Михайловича Голицына

-2

Приведу выдержки из аннотации аукционеров к лоту:

«Ближе к концу своего пребывания на этом посту [посла в Париже] он заказал известному французскому портретисту Франсуа-Юберу Друэ, любимому художнику Людовика XV и его любовниц, свой портрет, который был завершен в 1762 году и сейчас находится в Пушкинском музее в Москве…. …Настоящая картина была написана пятнадцать лет спустя, в 1777 году, о чем можно прочитать на деревянной планке, поддерживающей глобус: «Peint par A Pain [?] 1777». Князь Голицын тогда находился в Вене в качестве русского посла, пользовался большим уважением императрицы Екатерины I [sic! Разумеется, на самом деле – Екатерины II], которая наградила его Императорским орденом Святого апостола Андрея Первозванного за переговоры о первом разделе Польши с императором Иосифом II Габсбургом (1772). Поэтому в 1777 году была создана эта «обновленная версия» портрета Друэ, которая очень похожа на картину французского художника, хотя в отличие от первой версии русский князь носит голубую ленту ордена Святого Андрея Первозванного. Но кто художник, создавший эту вторую версию? Неизвестно ни одного французского художника, который мог бы быть напрямую связан с именем «Pain». Жан-Жак Пети выдвигает гипотезу, что создателем второго портрета был нефранцузский художник, который, вдохновленный первой картиной, обновил надпись на глобусе, удалив имя создателя предыдущей версии, а именно Друэ. Однако, поскольку он плохо знал французский, он мог написать «pain» в подражание «peint», что означает «нарисовал». Вероятно, буква «А», предшествующая этому слову, является начальной буквой его фамилии. Таким образом, это мог быть Иван Петрович Аргунов (Москва, 1729 - 1802), выдающийся портретист времен Екатерины II. Однако, поскольку нет никаких дополнительных доказательств этой атрибуции, правильнее приписать этот портрет русскому художнику времен Екатерины II».

При чтении этого экспертного заключения создается впечатление, что портрета Голицына работы Друэ, хранящегося в Музее им. Пушкина, его авторы не видели. Потому что – как мы могли убедиться собственными глазами выше – орден Св. Андрея Первозванного на музейном портрете также присутствует. А вовсе не появляется на всплывшей на аукционе версии портрета. Более того, аукционеры не отметили не менее важную деталь – лента ордена Св. Андрея Первозванного надета Голицына на «аукционном» варианте портрета не через то плечо! Не через правое, как полагалось, а через левое. Это явная ошибка и она, на мой взгляд, свидетельствует против гипотезы о том, что данный вариант портрета принадлежит кисти русского художника, тем более Аргунова. Русский художник, тем паче Аргунов, написавший огромное количество представителей элиты государства, в обязательном порядке должен был знать, как носятся знаки высшего ордена Российской империи.

Но это не все. В Государственном Эрмитаже хранится гравюра работы П.А. Тардье, выполненная с рассматриваемого нами в данном материале портрета Д.М. Голицына. Точнее – с одного из его вариантов

-3

Разрешение имеющегося в моем распоряжении снимка гравюры немножко не дотягивает до того, чтобы позволить рассмотреть портрет во всех интересующих подробностях. Однако в подписи внизу, где перечисляются регалии князя, он обозначен как «кавалер орденов Св. Александра и Св. Анны». Орден Св. Андрея Первозванного не упоминается. Следовательно, гравюра выполнена с той версии портрета, которая была создана до пожалования Голицына этим орденом. Здесь на князе звезда и лента через левое плечо ордена Св. Александра Невского, а на шее – орден Св. Анны.

Как «примирить» все изложенные выше и, как будто, вступающие в противоречие межу собой факты? Возможно, в 1762 г. Франсуа-Юбером Друэ, в соответствии с заказом князя Голицына, был создан его портрет с письмом, в котором упоминается Вена, и с имевшимися на тот момент у заказчика орденами – Св. Александра Невского и Св. Анны. Затем, в 1772 г., будучи пожалован более высоким орденом Св. Андрея Первозванного, находящийся в Вене князь Голицын заказал какому-то местному художнику копию работы Друэ, но со знаками свежеполученной награды. Знаки эти, видимо, художнику продемонстрировал. Местный художник, либо по неинформированности о правилах ношения российских наград, либо просто облегчая себе задачу, изобразил знаки орден Св. Андрея Первозванного прямо поверх знаков ордена Св. Александра Невского – звезду поверх звезды, а голубую андреевскую ленту поверх красной александровской, несмотря на то, что эти ленты по правилам носились через разные плечи. Заказчика такой вариант не устроил (???), и он заказал, возможно, еще живому Друэ (умер в 1775 г.), либо кому-то другому, переделать «изначальный портрет», заменить там орденские знаки, но уже в соответствии с правилами их ношения. И теперь переделанный вариант Друэ хранится в Пушкинском музее, а «неправильный» вариант, с лентой через «неправильное» плечо, всплыл на германском аукционе. Все эти гипотетические построения, однако, не объясняют, где гравер П.А. Тардье (которому на момент получения Голицыным ордена Св. Андрея Первозванного было лишь девятнадцать лет) взял портрет князя еще с орденами Св. Александра Невского и Св. Анны, чтобы гравировать именно его? Неужели где-то до сих пор хранится и этот вариант портрета князя Д.М. Голицына – с «изначальными», не переделанными орденами?

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.