Найти тему
PsihoVdohnovenie

Лицом к лицу с неизбежным: «Человек перед лицом смерти»

Оглавление

Недавно мне попалась в руки книга Филиппа Арьеса "Человек перед лицом смерти". Знаете, это было как открытие нового мира, в котором смерть предстала не просто как неизбежный конец, но как сложный и многогранный аспект человеческого существования.

Питер Брейгель Старший Триумф смерти.
Питер Брейгель Старший Триумф смерти.

В первой же главе Арьес интригует идеей, что даже перед лицом смерти человек не теряет своей способности к хитрости и мудрости. Эта концепция сразу привлекла меня. Арьес показывает, что, несмотря на конечность нашего пути, мы продолжаем искать пути адаптации и осмысления своего существования. Это не просто примитивные попытки избежать страха, а глубинные стратегии, помогающие нам принять неизбежное с достоинством.

Что меня особенно зацепило, так это размышления о том, как культура и общество на протяжении веков по-разному подходили к вопросу смерти. В разные эпохи и в разных культурах отношение к смерти варьировалось от простого и открытого до тщательно скрытого и табуированного. Каждый подход — это как зеркало, отражающее особенности той эпохи и общества, в котором он сформировался.

Арьес также затрагивает то, что наука до сих пор не дала ответа на вопрос, есть ли жизнь после смерти, и вероятно, не даст в ближайшее время. Это признание беспокойства о том, что истинное понимание может оставаться за пределами нашего познания, вызывает у меня двоякие чувства. Мы живем, зная, что окончательного ответа, возможно, никогда не получим, и всё же мы продолжаем искать и пытаться понять.

Я не историк, поэтому я не могу оценить глубину, полноту, научную ценность труда Арьеса, но то, что книга заслуживает пристального внимания – однозначно. Читается она не просто, это не развлекательная литература, иной раз приходилось перечитывать по нескольку раз некоторые места, чтобы понять, о чем это. Я читала эту книгу долго, откладывала, переваривала, возвращалась вновь. Тема сложная, язык непростой, но оно того стоит.

Читая про отношение к смерти в разное время, про обряды и обычаи, вдруг осознаешь, какое количество людей жило и умерло до тебя, и ты, со всеми своими знаниями, страстями и желаниями, даже не букашка, а песчинка в этом мире, и что-то переворачивается в твоем мироощущении. Становится как-то спокойнее что ли.

А еще мне было безумно интересно читать про всяческие культурно-бытовые особенности, наверное, где-то в глубине души я этнограф, настолько меня все это притягивает. Правда, тут вся «бытовуха» мрачноватая такая, похоронная, но все равно ужасно увлекательно. Или ужасно И увлекательно?

Вот знаете ли вы, что в 12 веке во Франции был издан указ о том, что на кладбище запрещается петь, танцевать и устраивать цирковые представления? А через 200 лет указ снова издали, ибо как плясали на кладбищах, так и продолжали плясать. А знаете почему покойников хоронили не на кладбищах, а прямо в церквях, так что полы и стены многих старых церквей — это сплошь могильные плиты, и посещая церковь, ты реально топчешься по могилам? А знаете, что одно время в Европе было модно увлечение анатомией и особо продвинутые и образованные богатые люди устраивали у себя в поместьях анатомическую комнату, где резали трупы за мзду малую украденные с кладбищ?

Или вот, например, сцена из Гамлета с черепом бедного Йорика. Копают могилу, выкидывают из земли череп, кости какие-то и как ни в чем ни бывало продолжают копать. Нормальная практика, все так делали. Правда во Франции эти кости собирали и в оссуарии складывали. До сих пор в катакомбах под Парижем лежат кости шести миллионов человек.

Арьес пишет, что отношение человека к смерти зависит от четырех психологических элементов:

  1. Самосознание
  2. Защита общества от дикой природы
  3. Вера в загробное существование
  4. Вера в существование зла.

Но 1-2 и 3-4 плавно перетекают друг в друга, и отношение человека к смерти зависит от индивидуально-коллективного самосознания и от религиозных взглядов. Это я, не будучи сильна в философии, для себя упрощенно сформулировала.

Первые христиане не боялись смерти, потому что верили, что после окончания физической жизни их ждет не окончательная смерть, а покой и сон, после чего Христос их разбудит и поведет в Царствие небесное всех, кто в него верил. Точно также не боялись смерти викинги, самураи и другие «нехристи». А чего бояться, если после смерти тебя ждут райские сады, пиры и гурии? Потом концепция у христиан поменялась. В рай попадут не все, а только те, кто хорошо себя вел, а остальных ждут в аду черти со сковородками. Поэтому надо успеть перед смертью: покаяться; завещать похоронить себя у церкви, где есть святые мощи, чем ближе к ним, тем лучше, чтобы по воскрешении святой за тебя, как за соседа, заступился и провел в рай по блату; наказать оставшимся, чтобы молились за упокой, дабы Бог услышал рекомендации и т.д. Даже умирая, человек действует по-человечески: хитрит, мудрит и старается подстелить соломку.

-2

Вот несколько цитат из книги Филиппа Арьеса "Человек перед лицом смерти", которые ярко иллюстрируют его размышления о человеческом восприятии смерти:

О переменах в отношении к смерти:

"Смерть, некогда воспринимаемая как естественное и неизбежное завершение жизни, постепенно становится чем-то ужасным и пугающим, изолированным от повседневного существования."

Эта цитата отражает, как со временем смерть перестала быть естественной частью жизни и превратилась в нечто, что вытесняется из нашего сознания и закрывается за дверями больниц и хосписов.

О контроле и стратегии:

"Даже перед лицом смерти человек стремится сохранять контроль, создавая ритуалы, символы и верования, которые помогают ему смириться с неизбежным."

Арьес подчеркивает здесь важность ритуалов и культурных практик, которые помогают человеку адаптироваться к мысли о смерти, сохраняя ощущение контроля над ситуацией.

О социальной и культурной изоляции смерти:

"Современное общество изолировало смерть, спрятало её, словно что-то неприличное или даже постыдное."

Эта цитата говорит о том, как в современном мире смерть стала скрытой, табуированной темой, о которой не принято говорить открыто, что, по мнению Арьеса, лишает людей возможности подготовиться к ней психологически.

О личных стратегиях и восприятии смерти:

"Человек находит утешение в идее, что смерть — это не конец, а переход в иной мир, независимо от того, насколько это убеждение подтверждено или опровергнуто наукой."

Здесь Арьес акцентирует внимание на том, как вера в загробную жизнь или иной мир помогает людям смягчить страх перед концом и дает смысл конечности жизни.

Эти цитаты подчеркивают ключевые идеи книги Арьеса: смерть, как она воспринимается в разных культурах, её табуирование в современном обществе и индивидуальные стратегии, которые мы разрабатываем, чтобы справиться с её неизбежностью. Его размышления открывают для нас новый взгляд на то, как человечество пытается смириться с тем, что в конечном итоге никого не обойдёт.

Как психолог, я нахожу в книге Арьеса множество интересных аспектов для анализа. Арьес поднимает вопрос о том, как личные и культурные стратегии перед лицом смерти могут отражать глубинные психологические механизмы. Например, страх смерти и попытки контролировать своё восприятие конца могут быть связаны с потребностью сохранить чувство собственного достоинства и смысла жизни. Исследование этих механизмов позволяет глубже понять, как мы адаптируемся к экзистенциальным вызовам и как культурные установки могут формировать наши индивидуальные стратегии.

Книга Филиппа Арьеса не только вдохновляет на размышления, но и помогает лучше понять, как мы воспринимаем смерть и как это восприятие влияет на нашу жизнь. Она заставляет задуматься о том, насколько важно осознавать свою конечность, чтобы ценить каждое мгновение жизни и вырабатывать собственные стратегии преодоления неизбежного.