Немецким политикам придется признать десятилетия плохих решений – и быстро скорректировать курс.
Вид с воздуха на автомобильный завод Volkswagen в Вольфсбурге, Германия
Впервые немецкий автомобильный гигант Volkswagen рассматривает возможность закрытия заводов в своей родной стране. Трудно переоценить, насколько мрачными кажутся эти новости в Германии. в Европе Volkswagen AG является крупнейшим производителем автомобилей и помогает поддерживать статус Германии как мировой экономической державы. Сотрудники , политики и руководители компаний справедливо требуют решительных действий по сохранению этих рабочих мест.
Как это сделать, не сразу понятно. Проблемы Volkswagen начались не вчера, а являются результатом длинной серии плохих решений – как на уровне Европейского Союза, так и в Германии. И эти проблемы являются заменой более масштабного кризиса, с которым сталкивается Германия в целом: медленной смерти ее промышленности, что, в свою очередь, помогло подтолкнуть многих избирателей в объятия крайне правых политических партий.
Volkswagen нужна свобода работать с рынком таким, какой он есть, а не таким, каким его хотят видеть политики. Жесткие цели по выбросам и решение ЕС запретить продажу новых автомобилей с выбросами углекислого газа, начиная с 2035 года, вынудили Volkswagen направить свои инвестиции и творческую энергию на электромобили, рынок, который не оправдал ожиданий . что двое из трех немцев по-прежнему будут покупать традиционные автомобили Недавнее исследование показало, . Согласно другому недавнему опросу , менее 1 из 3 американцев говорят, что они серьезно подумают о покупке электромобиля. Британский автомобильный эксперт и ведущий «Гранд-тура» Джеймс Мэй, который в принципе выступает за электромобили, считает, что потребители правы в своем скептицизме. Он сказал мне , что технология еще «недостаточно хороша» — эту проблему должен решать рынок, а не правительство.
Хотя ЕС призван устанавливать экологические стандарты, немецкие политики не должны быть пассивными перед лицом их предложений. Действительно, политика Брюсселя в области электромобилей крайне непопулярна на всем континенте. Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен была вынуждена выступать за исключения для так называемого электронного топлива, чтобы сохранить свою должность после сдвига вправо в парламенте ЕС после выборов в июне этого года. А крайне правая немецкая партия « Альтернатива для Германии» (АдГ), занявшая второе место на тех же выборах в Германии, пообещала бороться с запретом 2035 года «всеми доступными политическими средствами».
Немецкие политики остро осознают политическую чувствительность вокруг немецкой автомобильной промышленности. На заводе в Цвиккау в четверг 5000 разгневанных сотрудников собрались, освистывая и свистя, когда появился генеральный директор Volkswagen Passenger Cars Томас Шефер. Ронни Нибур, заявивший, что проработал в компании 30 лет, заявил журналистам, что потерял к ней доверие. Сотрудница сказала, что чувствует, что страдает из-за ошибок других.
Государственные выборы в Германии на этой неделе стали первым крупным прорывом крайне правой партии со времен Второй мировой войны; АдГ получила около трети голосов в Тюрингии и Саксонии. Хотя мандаты на электромобили были далеко не единственной причиной недовольства, в Тюрингии партия заметно выиграла благодаря манифесту, который обещал «никаких если и но» в своей приверженности двигателю внутреннего сгорания. А в Саксонии, где около 11 000 человек работают на заводе Volkswagen в Цвиккау и теперь опасаются за свою работу, АдГ заняла второе место после Христианских консерваторов (ХДС), партии нынешнего лидера штата Михаэля Кречмера, который также хочет, чтобы двигатели внутреннего сгорания остались. «Политика не знает ничего лучше, чем рынок и миллионы автодайверов в ЕС», - утверждает он.
Спасет ли отмена мандатов на электромобили Volkswagen? Это не разрезано и не высушено. Но никогда не рано положить конец пагубному сочетанию политического микроменеджмента и отсутствия стратегического предвидения, которое стало отличительной чертой недавней немецкой политики.
Заставить немецких политиков действовать более стратегически будет сложно. В течение 16 лет своего пребывания на посту канцлера Ангела Меркель постоянно находилась в режиме антикризисного управления. То, что она эвфемистически называла «вождением по виду», на самом деле означало реагировать на давление, а не думать наперед.
Судьба автомобильной промышленности под руководством Меркель является таким же хорошим примером, как и любой другой. Ее инстинкты изначально были на стороне немецких автопроизводителей. В 2020 году она отвергла более строгие правила выбросов, пытаясь спасти отрасль от преждевременной гибели. «Конечно, мы еще долгие годы будем полагаться на двигатели внутреннего сгорания», — сказала она тогда. Но в 2021 году, когда ЕС перешел к введению запрета 2035 года, Меркель просто наблюдала , не желая раскачивать лодку. Когда срок ее полномочий истек, защита немецкой промышленности перешла к ее преемнику Олафу Шольцу, чьи руки были связаны необходимостью полагаться на Партию зеленых как на партнера по коалиции.
Меркель также славно путалась в других важных вопросах, таких как иммиграция и энергетика. Конечным результатом стало то, что политика в Германии, как обычно, перевернулась: медленная смерть немецкой промышленности в сочетании с высокими ценами на энергоносители и неконтролируемой миграцией способствовали подъему крайне правых. что АдГ В настоящее время ожидается, займет второе место на федеральных выборах в следующем году.
Многие политические лидеры Германии также продолжают надеяться на то, что им удастся добиться успеха. Но Германия не может продолжать прятать голову в песок в надежде, что ее медленный экономический и политический распад чудесным образом остановится. Восстановление немецкой автомобильной промышленности на прочной основе было бы хорошим первым шагом.
Но следующее правительство Германии должно стремиться сделать гораздо больше.