Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Сонный паралич. Оливер Сакс и современные исследования.

В процессе чтения «Галлюцинаций» Сакса я наткнулся на его описание этого феномена и вспомнил, что периодически переживал его несколько лет назад. И в связи с этим я решил поделиться: своими догадками о природе сонного паралича, информацией собранной Саксом, и данными современных исследований.

Сонный паралич — это состояние, при котором человек временно не может двигаться или говорить во время засыпания или пробуждения, несмотря на осознание происходящего. Этот феномен часто сопровождается ощущением тяжести на груди, затрудненным дыханием и галлюцинациями. В последние годы ученые активно исследуют этот феномен, используя современные методы нейровизуализации и психофизиологических исследований.

Мой путь сонного паралича.

Я проживал сонные параличи с 14 лет. Последний случился, когда мне было 25. Они всегда начинались одинаково. Сюрреализм, магия и сказка используют мои воспоминания, косясь под реализм, чтобы рассказать историю. Как многие знают, во сне чаще всего все ощущения воспринимаются как будто играючи. Нельзя обжечься, ощутить боль от падения. Включается страх и память о боли. Тем самым быстро привыкаешь к правилам сна и проживаешь все эти сюжеты как актер на сцене.

Однажды я также видел сновидение, в котором я в своем родной поселке ехал в кузове УАЗика под какие-то рассказы других персонажей. Мы ехали, кажется, в магазин. Как вдруг я чувствую неприятное даже болезненное давлении в ушах. Не во сне, я прямо в теле. Оглушающий звон белого шума лампового телевизора начинает просто перекрывать все звуки сновидения. И перед моими глазами начинает постепенно растворяться и само сновидение. В этот момент я понял, что этот сон, как театральное представление, внезапно заканчивается. Под шум, страх, и размытую картинку я понимаю, что лежу на кровати и не могу пошевелиться.

В некоторых культурах это явление связывают с мифическими существами. Эрнест Джонс в книге «О ночных кошмарах» подчеркивает, что сонный паралич отличается от обычных сновидений чувством ужаса и неспособностью двигаться. Он связывал это состояние с мифами о демонах, называя его «зловещей мистикой».

В 1953 году ученые из Чикагского университета, Юджин Асеринский и Натаниэль Клейтман, открыли фазу сна с быстрыми движениями глаз (БДГ). В этой фазе мышцы тела парализованы, и работают только дыхательные и глазодвигательные мышцы, однако активность мозга остается высокой. Как утверждает Оливер Сакс, сонный паралич может продолжаться уже в бодрствующем состоянии, и человек оказывается в ловушке между сном и реальностью.

Мой путь сонного паралича.

Я, как мне показалось, открываю глаза. Вижу свою комнату, вижу свое тело. Все вокруг очень темное и нечеткое. Постоянно приходиться двигать глазами, осматриваться, чтобы освободиться от плена сна. Но всё тщетно. Движется только мизинец на правой руке. Как движется – немного подгибается. И присутствует небольшой стон на выдохе, который едва можно услышать. Вся комната как будто замерла. Я ощущаю, что ко мне пришел мой кот Томас. Я чувствую, как он начинает ласкаться. И я глажу его по голове, как он любит. Тут мне становиться спокойнее. И я думаю, что проснулся. И как только я «выдохнул», я обнаруживаю, что Томас пропал. Он оказался на подойнике. Просто сидел и смотрел в окно. Я хотел его позвать. Он повернул голову на меня, и черный силуэт кота стал разрастаться в высоту. Я больше не мог терпеть ужаса нахлынувшего на меня. Мне кажется, я даже заплакал, и каким-то чудом я смог дернуть ногой так, чтобы всколыхнулось все тело. Тут проснулся окончательно. Реальность уже ни с чем не спутаешь. Отдышавшись несколько минут и успокоившись, я незаметно для себя уснул. И спокойно проспал до самого утра. Такой опыт уже не забыть, и моя жизнь уже не стала прежней.

После этого я не раз еще встречался, с черными силуэтами, которые то наблюдали за мной из окна или двери шкафа. Или медленно подходили ко мне и одним своим видом доводили меня до паники, слез и молитв. Так, некоторые сущности душили меня руками, сидели на груди и смеялись и все в этом духе. Меня также поднимали вверх как будто я летал, и так же вдавливали невидимым прессом в кровать. Ну а переживания что меня тащат, схватив за ногу, были постоянно. Разнообразие устрашающих образов было велико. От сплошных черных фигур до довольно сильно «проработанных» бледных лиц старух-ведьм и «демонов».

По мнению Сакса, причина сонного паралича заключается в нарушении перехода между фазами сна. Нарушения перехода могут быть связаны с такими факторами, как нарколепсия (случайные и непреднамеренные засыпания), недостаток сна или сильный стресс.

В состоянии полной осознанности человек продолжает переживать сновидения в форме галлюцинаций, которые становятся особенно пугающими из-за невозможности двигаться или говорить. Галлюцинации могут быть крайне яркими, пугающими и воздействующими на все органы чувств, включая зрение, слух и осязание. Чувство страха связано с активацией миндалины — области мозга, отвечающей за эмоциональные реакции на угрозу.

Мой путь сонного паралича.

Мой последний сонный паралич нагрянул как снег в летний день. Его не было около 3-х лет. Этот временной промежуток выпал на мое обучение психологии. Институт, зачеты, экзамены, пары, доклады и все в этом духе. Так же я отучился в школе вождения и в это время я стал ездить на новом автомобиле, первым в моей жизни. Как вы можете себе представить,
стресса и ответственности было очень много. Ночами перед сном, я часто был близок к паническим атакам. Я начинал задыхаться, сердце бешено колотилось. Я всего лишь хотел продумать, как мне завтра доехать до какого-то места и там нормально поставить машину.

В один из таких дней,
а точнее ночей, возникает знакомый шум и давление в ушах. Я понимая к чему все идет, готовлюсь встреть ужас. Я вижу комнату, диван, на котором я лежу, мой стол и компьютерное кресло. Я чувствую, что чья-то рука довольно крепко схватив меня за лодыжку, начинает со все силы тянуть с кровать вниз. Медленно, но уверенно. Страх, ужас! В самом темном углу появляется фигура. Паника завывает во мне. Фигура не просто приближается ко мне, а с каждым мигом просто оказывается ближе и ближе. И где-то в пару метрах от меня, я вижу бледное лицо, с разорванной кожей на нем. И здесь наступает момент изменивший всё.

Так как мои личные наблюдения показывали, что в момент, когда у меня случались эпизоды сонного паралича, в бодрствующем состоянии я всегда был на расстоянии вытянуто руки от панической атаки или нервного срыва. Так же небольшое количество клиентских случаев с сонными параличами иллюстрировали, что их жизнь тоже наполнена стрессами и сильным нервным напряжением. Моей гипотезой было то, что по каким-то причинам панические атаки не могли произойти в реальности. И они просто случались во время сна и это приводило в сонному параличу и сопровождающему чувству ужаса от удушения или галлюцинаций.

Мой путь сонного паралича.

Я начинаю говорить с фигурой в таком духе: «Ну, давай иди сюда, давай души меня, убивай, тащи вниз, топи! Я готов! Дерзай! Ходишь тут, ходишь, пугаешь меня. Вот он я, действую!» Я замети, что черная фигура остановилась, как будто смутилась. Я продолжил свою обвинительно-осуждающую и обесценивающую речь черную фигуру. Когда я говорил, я понял, что я чертовски устал бояться, я чертовски устал от всей ответственности свалившейся на меня в тот момент жизни.

Я дальше что-то говорил, ставя под сомнение действия этого монстра. И в какой-то момент я дошел до
пика паники. И вдруг я просто очнулся. Оглядел комнату. Послал монстра на 3 буквы и лег на правый бок и крепко заснул. С тех пор сонного паралича у меня не было. Я даже как-то скучаю по монстру, который пугал меня. Сейчас бы я пожалел его, что когда-то он не смог сделать свою работу. Я бы сказал, что так бывает. Ошибки и неудачи часть нашей жизни, даже если ты сонный паралич.

Выяснилось, что хотя причинно-следственная связь между этими состояниями не установлена окончательно, они, вероятно, имеют общие механизмы, связанные с нарушениями сна и тревожными расстройствами. Основные результаты исследований последних лет подтверждают, что люди, склонные к паническим атакам или страдающие тревожными расстройствами, чаще испытывают эпизоды сонного паралича. И Сакс и современные исследования показывают, что тревожные расстройства (так же и просто симптомы тревожного расстройства), повышенная реакция на стресс, сами панические атаки и активация миндалины могут быть причинами, запускающими нарушение фаз сна. А нарушение проявляется как сонный паралич. Выходит, что это заложенная в нас функция оповещающая сознание о наращении сна. Радикальное, но довольно заметное.

Автор: Антон Баранов
Психолог, Очно и онлайн

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru