Найти тему

Три красных флага при выборе ПСИХОЛОГА / коуча и др. помогающих специалистов

Оглавление

В последнее время все чаще слышу отзывы про негативный опыт взаимодействия с психологами. О том, на что можно обратить внимание при выборе подобных специалистов я писал в предыдущей публикации.

Напомню, что перед принятием окончательного решения я рекомендую провести тестовое взаимодействие: диагностику или разовую сессию.

Ниже приведу три потенциальных красных флага при непосредственном контакте со специалистом.

1. ОСУЖДЕНИЕ. КРИТИКА. АГРЕССИЯ. НАВЯЗЫВАНИЕ ВИНЫ, СТЫДА.

Если на сессиях вы часто ловите ощущение неправоты, недостаточности, чувство вины или стыда — это повод насторожиться. Самое время вынести этот вопрос на сессию и обсудить с самим терапевтом. Эти ощущения могут стать ценным материалом для совместной работы.

Может быть такое, что терапевт в процессе взаимодействия навешивает на человека свои "истории" или попадает в свои травмы (контрперенос). В этом нет ничего ужасного. Для таких ситуаций и существует супервизия — встреча психолога с более опытным коллегой, где обсуждается личная практика первого.

Но, если психолог не замечает / не признает / не видит проблемы в подобных случаях, эффективность терапии снижается. Иногда в качестве аргументации вы можете услышать, что это применением провокационных методов. И тут не придерешься. Но, имейте в виду, что вы вправе обсуждать любые процессы вашей работы и решать, насколько вам откликается такой подход.

Запомните главное правило личной терапии: на сессиях вы можете говорить обо всем, что считаете важным, в том числе про ощущения, мысли и эмоции в ходе работы.

Ваши отношения с терапевтом — важная часть процесса, а пространство терапии — среда, которая по умолчанию должна быть расположенной к вам и безопасной. Если есть запреты на какие-то темы, ответные эмоциональные реакции или агрессия в ваш адрес, велик шанс, что перед вами дилетант.

2. МАНИПУЛЯЦИИ «БОЛЬЮ» и «ВЫГОДОЙ», ЧТОБЫ ПРОДАТЬ

Пример давления на «боль»:

«А теперь представь, что будет если ты все так и оставишь: как ты себя будешь чувствовать через 10 лет, что скажешь своим детям, будешь ли сожалеть, что не принял решение?»

Пример подталкивания «выгодой»:

«Представь, что ты решил эти проблемы. Какой будет твоя жизнь тогда? Что ты сможешь сделать/ позволить себе? Какой будет твоя жизнь?»).

Подобным приемам обучают на тренингах по продажам и это отлично работает на людях, которым как раз-таки и будет полезна личная терапия.

Психолог прекрасно всё это понимает. Манипулировать (воздействовать скрыто) или осветить ситуацию честно и прямо, предложив начать работу с осознанного решения — это моральный выбор. Соблазн велик, т.к. люди покупают.

Схема классической продажи проста: посильнее надавить на «боль» => поярче нарисовать картинку выгод => предложить свои услуги, как способ к этому прийти.

Считаю важным научиться видеть эту схему. Ей пронизан маркетинг и реклама.

Для большего понимания приглашаю проанализировать себя. В каком случае вероятность, что вы купите, выше?

  1. Вам ненавязчиво сообщают о возможности посетить программу / мероприятие, вырасти, поработать.
  2. Вас подводят к ощущению, что ваша жизнь недостаточна, а может быть даже ущербна и предлагаемый продукт является надежным инструментом её улучшить.

В большинстве случаев ответ очевиден. Это повод задуматься о том, где в жизни и почему вы двигаетесь на топливе страха и рассматриваете ли для себя другой источник мотивации, действий, результатов.

3. ГАРАНТИЯ РЕЗУЛЬТАТА И КОНКРЕТНЫЕ СРОКИ

-2

Нет двух одинаковых людей = судеб = процессов терапии.

Параметров слишком много, чтобы учесть их все и сделать гарантированный прогноз. Максимальное, что вижу возможным хоть как-то гарантировать, что при ответственном подходе движение будет.

Динамика должна ощущаться и, если чувствуется иначе, — это достаточный повод, чтобы вынести вопрос на сессию.

Срок может быть, но он всегда предполагаемый. Если у вас есть высокая важность его обозначения — это может быть проявлением страха и привычки всё контролировать — также забираем и «несем» на сессию.

За 5-10 сессий обычно происходит значимая подвижка. Для точечного запроса бывает достаточно и 2-3. Если человек уже встал в колею самостоятельного процесса, работа может переходить в формат разовых стратегических сессий для сверки компаса и точечной коррекции.

Следует понимать, что на пути личной терапии есть условная «база» и она должна быть наработана.

К комментариях вижу ценным собрать ваш опыт о взаимодействии с психологами: как негативный, так и позитивный. Там же можно задать вопрос, если таковой имеется.

Успехов вам!

Подписывайтесь, будем на связи!