Я был скептично настроен по отношению к электромобилям до тех пор, пока не узнал, что автомобили на батарейках могут разгоняться быстрее. С тех пор я был уверен, что будущее за электромобилями, это очевидно. Однако недавно я изменил своё мнение и теперь считаю, что будущее за гибридными автомобилями.
Этот сдвиг в моём мнении произошёл по нескольким причинам. Во-первых, переход на электромобили потребует существенного расширения сетей электроснабжения по всему миру. Это не только вопрос создания инфраструктуры, но и вопрос обеспечения энергии для её работы. Предполагаемые затраты на это огромны, и неясно, как это будет реализовано к тому времени, когда мы все пересядем на электромобили.
Например, в Европейском союзе предполагается, что к 2035 году все новые автомобили будут продаваться на электротяге. Год назад я уже приводил эти цифры в большой статье. Но сейчас становится всё более очевидным, что переходный период проходит не так гладко, как хотелось бы, потому что многие страны просто не делают того, что необходимо.
Международное энергетическое агентство (МЭА) в своём недавнем отчёте ясно указало на то, что расширение электросетей является слабым местом в процессе перехода к альтернативным источникам энергии. По мнению экспертов агентства, для достижения климатических целей в течение следующего десятилетия электросети должны расширяться как минимум на 20% быстрее, чем в предыдущем десятилетии.
Проблема не только в электромобилях, но и в том, что электростанции, работающие на возобновляемых источниках энергии, также необходимо подключать к электросети. По данным МЭА, в мире насчитывается более трёх тысяч гигаватт возобновляемых энергетических проектов, ожидающих подключения к сети, причём половина из них находится на продвинутой стадии. Да, они строят электростанции, но мы не можем их использовать, потому что они не подключены к сети.
По оценкам некоммерческой организации American Action Forum, к 2035 году затраты на модернизацию энергосистемы могут составить до 500 миллиардов долларов, хотя другие эксперты оценивают стоимость несколько выше. В Европе цифры схожи.
В Европе ситуация похожа на ту, что наблюдается в США. Европейская комиссия оценивает, что до 2030 года на развитие энергосистемы потребуется 584 миллиарда евро. Откуда возьмутся эти деньги?
Европейская комиссия предполагает, что они будут поступать в основном из частных источников, что звучит как хорошо продуманный план.
Однако в США, по данным McKinsey, в последние годы увеличилось количество мест для зарядки электромобилей. Тем не менее, компании сталкиваются с препятствиями из-за нехватки персонала, а также оборудования, такого как конкретные типы трансформаторов. Это проблема координации. Невозможно просто увеличить мощность одного сектора экономики, не увеличив при этом мощность всех секторов, которые её обеспечивают.
В ЕС большая часть проблемы связана с бюрократией. Например, в Испании компания Repsol за последние два года построила 1600 зарядных станций, но более чем у половины из них до сих пор нет подключения к электросети. Это потому, что компания должна получить лицензию на подключение к электросети, а ответственный офис проводит авторизацию очень медленно. Аналогичная проблема существует и в Германии, крупнейшей экономике Европы, где процесс авторизации зарядных станций может занять месяцы.
Перспективы продаж электромобилей в Германии на данный момент неутешительны. В конце 2023 года правительство прекратило субсидирование электромобилей, что привело к значительному падению продаж. Это не побуждает компании с большим энтузиазмом строить зарядные станции и не заставляет людей покупать электромобили.
Я тоже задумывался о покупке электромобиля, но в городе, где мы живём, есть только одна зарядная станция, а собственного дома нет. Тогда я услышал рекламу автомобиля Nissan со слоганом «заправляйся топливом, езжай на электротяге». И тут меня осенило! Nissan теперь предлагает автомобиль Qashqai e-Power, который работает полностью на электричестве, но аккумулятор заряжается с помощью двигателя внутреннего сгорания.
Хотя автомобиль не слишком экономичен и получил несколько плохих отзывов, потому что на самом деле потребляет больше топлива на километр, чем некоторые автомобили, работающие только на двигателях внутреннего сгорания, я подумал, что это может быть решением. Люди действительно будут покупать электромобили, потому что им нравится ускорение?
В конце концов, меня подтолкнуло к гибриду осознание того, насколько хороши углеводороды в качестве источников энергии. Водород, метан, аммиак — всё это действительно неприятные вещества, с которыми приходится иметь дело. Но бензин, ах, как приятно пахнет.
Сейчас я предполагаю, что переход на электричество будет ослабевать в течение следующих пяти лет или около того. Это связано с тем, что становится ясно: расширение электросетей не приведёт к желаемым результатам в достаточно короткие сроки. Возобновляемые источники энергии развиваются не так быстро, как хотелось бы, а аккумуляторы усовершенствуются не так стремительно, как говорят.
И думаю, в конечном итоге мы всё равно перейдём в основном на электричество, потому что это самый эффективный вариант. Но это займёт гораздо больше времени, чем указано в планах.
Вам следует добавить эту статью в закладки, чтобы через пять лет вы могли посмеяться над тем, как мы были неправы.