Найти в Дзене

Легендарный автопробег 1910 года: как "Руссо-балт" покорил Европу

Сегодня #ПятничныйАрхивГОН вспомнит про автопробег по маршруту Санкт-Петербург — Берлин — Сен-Готард — Рим — Неаполь — Рим — Сен-Готард — Берлин — Санкт-Петербург, который начался 28 (15 по ст. ст.) августа 1910 года. Возглавлял экспедицию владелец автомобиля «Руссо-Балт» С24/30 (1910 года выпуска), автогонщик, издатель журналов «Автомобиль», «Двигатель» и др. Андрей Платонович Нагель.
«Руссо-Балт» замечательно показал себя в этом нешуточном испытании, преодолев более 10 тысяч километров и совершив подъем на Везувий (!) без неполадок, кроме прокола шин. Причем нужно сказать, что дорога, ведущая вверх, отнюдь не отличалась совершенством, она была завалена обломками лавы и камней. Кстати, интересно, что одна из шин отечественной марки «Проводник» выдержала весь маршрут.
Автомобиль развивал скорость до 87,5 км/ч, а расход топлива составлял 13,5 л на 100 км. Экипаж состоял из пяти человек, вместе со спортсменами ехал один из сыновей знаменитого фотографа Карла Буллы.

Фото из открытых источников: А.П. Нагель с супругой в автомобиле «Руссо-Балт»
Фото из открытых источников: А.П. Нагель с супругой в автомобиле «Руссо-Балт»

18 (5) октября участники пробега вернулись в Санкт-Петербург.
Интересный факт: упомянутый автомобиль менее чем за четыре года (с июня 1910 по январь 1914) проехал в общей сложности 80 тысяч километров без единой серьезной поломки.

Фото из открытых источников: Андрей Платонович Нагель;
Фото из открытых источников: Андрей Платонович Нагель;

Благодаря усилиям А.П. Нагеля «Руссо-Балт» приобрел репутацию надежной и выносливой машины. «Для среднего провинциального русского клиента, — писал он, — не столько важно получить автомобиль «новейшей марки», сколько автомобиль, приспособленный к тем условиям, в каких ему придется работать».