Найти тему
Две Войны

ПТАРЗ- благодаря этой структуре наши танки дошли до Берлина: чем они занимались?

Оглавление

Вторая мировая война вошла в историю как война моторов. Особенно заметно это было на советско-германском фронте, где сталкивались большие танковые массы. На этом фронте важную ударную силу, а Советскому Союзу удалось создать один из символов Победы – танк Т-34, который многие специалисты полагали лучшим из принимавших участие в боевых действиях.

Но сделать танк мало – ему нужно обеспечить максимально длительную эксплуатацию. Даже в наши дни поломки тракторов никого не удивляют, их стараются отремонтировать в полевых условиях, чтобы не терять драгоценное время посевной или уборочной. А танк представляет собой машину гораздо сложнее трактора, и его ценность в дни горячих боев возрастала многократно. Тут уж простой тем более недопустим. Время ремонта требовалось сократить до минимума.

Подсчитано, что соответствующие службы за годы Великой Отечественной войны выполнили около 430 тыс. ремонтов танков и САУ. Получается, что каждая произведенная боевая машина ремонтировалась более 4 раз. Еще в 1940 году в составе Главного автобронетанкового управления РККА было создано управление ремонта и эксплуатации. Сотрудникам этого управления нелегкая досталось доля – очень много было устаревших Т-26, БТ-2 и БТ-5, которым требовался средний или капитальный ремонт. А ремонтировать новые КВ и Т-34 они еще вовсе не умели.

В начале боевых действий Великой Отечественной войны ремонтные бригады не справлялись даже с текущим ремонтом танков. Говорить о среднем ремонте боевых машин неподалеку от линии фронта было бессмысленно. Танки, его требовавшие, нужно было отправлять в тыл. Но в те роковые дни нужно было эвакуировать огромные массы людей и промышленность. До поврежденных танков руки попросту часто не доходили.

Большинство ремонтных мастерских и баз к моменту начала германской агрессии было укомплектовано гражданскими специалистами, которые могли ремонтировать автотранспорт и трактора. Танки эти люди ремонтировать не умели, да и запасных частей очень сильно не хватало. Еще одним минусом ремонта танков первых месяцев ВОВ было то, что он осуществлялся тупиковым методом.

Это был такой метод, когда одна бригада начинала разбирать поступивший танк, затем ремонтировала все вышедшие из строя агрегаты, наконец собирала его. Такой подход существенно замедлял скорость работы – гораздо быстрее было, когда бригада выполняет только ограниченный круг работ, а не все от начала и до конца.

Малое количество ремонтных баз танков, их плохая оснащенность и плохо обученный персонал вкупе с устаревшим методом работы в первые месяцы войны ярко показали неудовлетворительный уровень ремонта танков. В такой ситуации в РККА начали срочно формироваться подвижные ремонтные базы, которые должны были выполнять средний ремонт танков в районе поля боя. К концу года таких ПРБ сформировали 48, плюс было привлечено к ремонту еще 9 стационарных заводов.

Ремонт танка в полевых условиях. Фото в свободном доступе.
Ремонт танка в полевых условиях. Фото в свободном доступе.

Однако, чтобы поврежденный в бою танк удалось отремонтировать, его требовалось эвакуировать с места сражения. С этой целью в первое полугодие ВОВ сформировали 56 эвакуационных рот. Принятые меры быстро продемонстрировали свою эффективность, так что в последующие годы формирование новых ПРБ и эвакорот продолжилось.

Все эти мероприятия, все же, не решали проблему ремонта танков, поскольку был недостаточным оборотный фонд танковых агрегатов. Особенно резко не хватало двигателей. Доходило до того, что танковый двигатель на фронте фактически можно было приравнять к боеготовому танку. В отдельных армиях пытались организовывать ремонт моторов, но это была лишь капля успеха в море потребностей.

Между тем советская промышленность успешно наращивала производство танков и САУ, определенное количество этих боевых машин поступало по ленд-лизу. А на полях сражений велись жестокие бои. И количество танков, требовавших ремонта, неуклонно возрастало, как возрастала и их сложность. К весне 1943 года, несмотря на все принятые меры, скорость и эффективность ремонта танков продолжала желать лучшего.

ПТАРЗ- самое эффективное решение

В один из последних дней февраля 1943 года глава 1-й стационарной бронетанковой мастерской инженер-майор Пономарев встретился в стенах Главного бронетанкового управления с командиром 4-го гвардейского Кантемировского танкового корпуса Полубояровым. Генерал-танкист рассказал инженеру о сложностях в деле ремонта танков и выдвинул идею о коренном изменении подхода к ремонтным работам.

Поразмыслив над словами боевого генерала, Пономарев через несколько дней подал главе ГБТУ генералу Вершинину докладную записку, в ней было сформулировано предложение о создании принципиально новых ремчастей – подвижных танко-агрегатных ремонтных заводов (ПТАРЗ). Идея главой ГБТУ была одобрена, а сам Пономарев получил поручение создать проект первого ПТАРЗ.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.

Главная идея ПТАРЗ была в том, чтобы он мог перемещаться вслед за танковыми частями, оставаясь при этом независимым от стационарных источников электричествоа и помещений. После рассмотрения различных вариантов основой ПТАРЗ было решено сделать палаточный шатер площадью 260 квадратов, который имел деревянный пол и двойные брезентовые стены. Для отопления использовались калориферы и комплект подъемно-трансопного оборудования. Суммарно палаточный шатер с оборудованием весил около 7 тонн, что давало возможность перевозить его посредством автотранспорта.

Как работал ПТАРЗ?

Проект новых ПТАРЗ был одобрен и 19 апреля 1943 года ГКО отдало приказ о создании 2 ПТАРЗ. Первый из них удалось построить за 3,5 месяца, его начальником был сам Пономарев. Вскоре начал функционировать и второй такой завод. Эти ПТАРЗ быстро показали свою эффективность обеспечивая танковый ремонт для Степного, Воронежского и Южного фронтов.

Ставка быстро смогла понять преимущества новой организации танкового ремонта и 13 сентября по приказу ГКО началось создание еще 5 ПТАРЗ, а в 1944 году создали еще 2 таких завода. В результате во время решающих боев по одному ПТАРЗ имелось на 1,2 и 3 Украинских, Белорусских и Прибалтийских фронтах. Вдобавок к 9 ПТАРЗ были созданы 5 ПТРЗ (подвижные танкоремонтные заводы), которые производили капитальный ремонт танков на фронтах, при этом использовались моторы, отремонтированные ПТАРЗ.

Сам ПТАРЗ состоял из 4 производственных отделов, каждый из которых имел свою ремонтную специализацию, кроме этого имелись различные отделы обеспечения. Первоначальная штатная численность ПТАРЗ составляла 656 человек, из которых 76 офицеров, 181 сотрудник из вольнонаемного персонала, остальные сержанты и солдаты. К концу войны штат практически утроился и достиг числа 1920 человек. Общая производственная площадь одного ПТАРЗ составляла до 3500 квадратных метров, количество станков и другого оборудования превышало 700 единиц, обеспечивали его работу подвижные электростанции мощностью 350-450 кВт.

Именно ПТАРЗы сумели обеспечить быстрый ввод танков в завершающей фазе ВОВ и внесли существенный вклад в Победу.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍

А как Вы считаете, что было главным мотивом такого поступка Мальцева?