Сегодня мы расскажем вам про игрушки, выпускали которые во времена Советского Союза на малоизвестном сейчас заводе. Речь пойдет о Джанкойском машиностроительном заводе расположенного в городе Джанкой, Крым. История предприятия начинается в 1909 году со строительства чугунно-литейного завода помещиком Ваграшаком Сергеевичем Харасановым. Делали на заводе конные молотилки и косарки, а так же занимались ремонтом мельничного оборудования и мельниц. Уже через год после открытия были построены и запущены механический, литейный, кузнечный, столярно-малярный и сборочный цеха. С началом Первой мировой войны на заводе стали выпускать брички военного образца для царской армии и осуществлять ремонт плугов, сеялок и другого сельскохозяйственного оборудования. После Октябрьской революции завод был национализирован. В 1925 году помещения завода были переданы в аренду на 10 лет американской компании «Агроджойнт», были завезены новые станки и другое оборудование. В 1938 году предприятие переименовано в Автотракторный ремонтный завод Наркомзема СССР, основной деятельностью становится выпуск станков, ремонт комбайнов, ремонт двигателей автомобилей и тракторов. В 1944 году, приказом Наркомзема Крыма организуется Джанкойская машинотракторная мастерская. Казалось бы, совсем небольшое предприятие по меркам страны, но именно на нем впервые в СССР начали производить дождевальные аппараты, а в 1936 механиком Залмоном Элькином был изготовлен первый электротрактор Элькина.
Со второй половины 70-х годов завод, помимо ремонта сельхозтехники, занимается производством тракторных прицепов, запасных частей и товаров народного потребления. Среди разных товаров, в цехах ТНП выпускали и игрушечные машинки. Лет семь назад ко мне в коллекцию попал маленький металлический грузовик, производителя которого я долгое время не мог найти.
На заднем борту имеется штамп 19-79 КРМ. Скорее всего, номер указывает или год выпуска, или год начала выпуска игрушки, а буквы регион производителя.
Производителем оказался Джанкойский машиностроительный завод. «Штамповали» грузовик из качественного металла, несмотря на небольшие размеры – длина 15 см, ширина 7 см, высота 7 см, машинка получилась увесистой. Окрашивались грузовики в разные цвета, а вот номер на всех машинах, что я видел, был один – КРМ 19-79. «Прицепное устройство» грузовика говорило о том, что должен был быть и прицеп. Так и оказалось, на просторах интернета мне попался комплект машины и прицепа:
Номер прицепа совпадает с номером грузовика, совпадает размер и форма кузова машины с кузовом прицепа. Видимо, сделано это было ради экономии средств, времени и удобства сборки.
На базе этой машины выпускали на заводе и грузовик с полуприцепом. Номер на заднем борту полуприцепа все тот же – 19-79 КРМ.
В наши дни, эти грузовики не часто встречаются в продаже, но при этом, большим спросом среди коллекционеров они не пользуются, хотя при адекватной цене продаются достаточно быстро. Это не единственная игрушечная техника, которую выпускали на Джанкойском машиностроительном заводе. Был еще и третий вариант грузовика с открытой кабиной. Размер у него почти такой же, как и у бортового, кузов у них одинаковый, но с одним исключением – отсутствует номер.
Форма у игрушки весьма спорная, многие отмечают травмоопаснсть острых углов кабины. Спорить с этим мнением не буду, но, на мой взгляд, этот дизайн был выбран не случайно. Помню на нашем заводе, в конце 80-х, для перевозки грузов между цехами использовали «электрокары». Вот на один из них и похож игрушечный автомобиль:
А вот так выглядит один из современных электрокаров "Balkancar":
Эта игрушка пользуется большим спросом у коллекционеров, чем первые грузовики, но самым редким игрушечным автомобилем Джанкойского завода является другая машина – внедорожник.
Игрушка получилась неказистой, но интересной.Года выпуска установить пока не удалось, но, скорее всего, это 80-е года прошлого века. Какой автомобиль был взят за прототип, я затрудняюсь ответить. С одной стороны он похож на ЛуАЗ, но я не припоминаю 4-х дверные машины этой марки, а с другой на УАЗ. Пластмассовые детали: руль, колеса, фары для всех машин использовались одинаковые. Как и грузовики, окрашивался внедорожник в разные цвета нитроэмалевыми красками.
Вот такие необычные машины выпускали на Джанкойском заводе. Возможно были и другие автомобили из этой серии, но я их пока не встречал, как впрочем и другие игрушки сделанные на этом предприятии. Если у вас, уважаемые читатели, есть информация по другим игрушкам этого производителя, то прошу поделиться в комментариях, а мы на сегодня заканчиваем, спасибо за внимание!
- Статьи про другие игрушки СССР можно прочитать ЗДЕСЬ
- Статьи про самые дорогие, по итогам аукционов, игрушки СССР можно прочитать ТУТ