Автор: Алиса Годованец
Серотонин — нейромедиатор, который играет ключевую роль в регуляции настроения, памяти и поведения. Он давно привлекает внимание исследователей, занимающихся изучением психических расстройств, и обладает значимостью в патогенезе депрессии и других аффективных нарушений. Однако влияние серотонина на обучение, особенно при восприятии негативной информации, остаётся недостаточно изученным. В свете этих вопросов группа учёных из Оксфордского университета попыталась углубить наши знания об этом нейромедиаторе и применила новый фармакологический подход, который позволяет напрямую увеличивать уровень серотонина в мозге.
Суть исследования
Традиционные методы повышения уровня серотонина в мозге, такие как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (Selective Serotonin Reuptake Inhibitors, SSRIs — СИОЗС), широко применяются для лечения депрессии и тревожных расстройств. Однако использование этих препаратов в исследованиях имеет свои ограничения. Одна из основных проблем — их комплексное действие, которое может опосредованно влиять на другие нейромедиаторные системы, особенно дофаминергическую. Поэтому трудно установить прямую причинно-следственную связь между повышением уровня серотонина в синапсах и изменениями в поведении человека при приёме SSRIs (СИОЗС).
Для преодоления этих ограничений в исследовании применили более целенаправленный подход — использование селективного агента высвобождения серотонина (Selective Serotonin Releasing Agent, SSRA). Этот метод, в отличие от использования SSRIs (СИОЗС), позволяет напрямую увеличивать уровень серотонина в синапсах без воздействия на другие нейромедиаторные системы. В качестве такого агента использовался фенфлурамин, который ранее был зарегистрирован для лечения синдрома Драве, тяжелой эпилептической энцефалопатии. Исследования показали, что низкие дозировки фенфлурамина способны увеличивать синаптическое содержание серотонина без влияния на другие нейромедиаторы, и это позволяет более точно оценить его влияние на поведение человека.
Выборка и методы
В двойном слепом исследовании приняли участие 53 добровольца. Они были рандомизировано разделены на две группы: одна группа принимала фенфлюрамин (SSRA), а другая — плацебо. В течение недели участники пользовались назначенными препаратами, а их поведение оценивалось с помощью серии когнитивных и эмоциональных тестов, которые включали задачи на обучение, память и способность к сдерживанию импульсивных реакций.
Результаты
Анализ результатов показал, что повышение уровня серотонина с помощью SSRA снижает чувствительность к негативным последствиям в задачах на обучение с подкреплением. Участники, которые принимали SSRA, демонстрировали меньшее количество оптимальных решений в ситуациях, связанных с возможными потерями, по сравнению с группой плацебо. Этот эффект отличается от наблюдений, сделанных в предыдущих исследованиях с использованием СИОЗС, что может говорить о различиях в механизмах действия этих двух классов препаратов. В то время как SSRIs (СИОЗС), вероятно, увеличивает чувствительности к потерям, SSRA, напротив, уменьшают её. Это может свидетельствовать о том, что серотонин оказывает многоуровневое и многогранное воздействие на когнитивные функции и поведение, которое может варьироваться в зависимости от метода фармакологического вмешательства.
Дополнительно было установлено, что увеличение уровня серотонина способствует улучшению поведенческого торможения, особенно в условиях эмоционального вмешательства. Участники, принимавшие SSRA, лучше сдерживали импульсивные реакции на негативные стимулы. Эти данные подтверждают гипотезу о том, что серотонин играет ключевую роль в контроле эмоций и поведения, особенно в условиях, которые требуют быстрого принятия решений под воздействием стресса или негативных эмоций.
У участников группы SSRA также наблюдалось значительное улучшение вербальной памяти. Участники быстрее и точнее запоминали слова и успешно воспроизводили их в тестах на рабочую и долговременную память. Этот результат показывает, что серотонин может играть важную роль в когнитивных процессах, связанных с обработкой и хранением информации.
Заключительные мысли
Результаты исследования говорят о том, что влияние серотонина на человеческое поведение гораздо сложнее и глубже, чем считалось ранее. Повышение уровня серотонина с помощью SSRA не только снижает чувствительность к негативным стимулам и улучшает контроль импульсов, но и способствует укреплению памяти и когнитивных функций. Это подтверждает его ключевую роль в эмоциональной регуляции и процессе обучения. Однако полученные данные, которые противоречат результатам исследований с использованием SSRIs (СИОЗС), указывают на то, что мы лишь начинаем раскрывать истинную природу серотонина и его связь с аффективными расстройствами, такими как депрессия. Фантазируя, можно предположить, что в дальнейшем серотониновую гипотезу депрессии ждёт скорее не «смерть», а «перерождение» — преобразование, уточнение, углубление и расширение. Но это лишь частное мнение автора этого лонгрида, а будет ли так на самом деле — мы увидим только тогда, когда выйдет больше исследований на более крупных выборках.