Найти в Дзене
ЕвроАвто | Запчасти и сервис

Как изменился рынок обслуживания авто за последние годы?

Оглавление

Машины чинят с тех пор, как их изобрели. Но в России в 2022 году произошли серьезные изменения  — все это почувствовали: рост цен на автотовары, ограничение ввоза, смена брендов. В открытой студии “За рулем” на выставке MIMS 2024 обо всем этом рассказал Илья Плисов, заместитель генерального директора ЕвроАвто. Приводим его выступление от первого лица.

Как выбрать качественную запчасть?

Сейчас все вокруг стало китайским, турецким, индийским, иранским. Большинство компаний за последние годы создавали собственные торговые марки или ввозили новые для нашего рынка бренды. Раньше для них не было места, а теперь они зашли. И уже второй год мы видим стабилизацию брендового портфеля, который предлагает рынок.

Кто-то ушел, появились новые имена, кто-то перебрендировал старый продукт. Некоторые компании раньше были популярны, теперь они получили новые имена и с небольшим изменением ассортимента заходят на рынок. Чтобы выбрать хорошие запчасти в эпоху перемен, советую обращать внимание на мнение профессионалов. Эти люди работают с деталями каждый день десятки лет, они знают обо всем на практике. Через их руки проходят возвраты, они хорошо определяют запчасти, которые лучше не ставить, масло, которое лучше не заливать. В большинстве случаев обычные люди этого сказать не могут. Если вы просто водитель и хотите что-то выбрать, с высокой вероятностью только по красивой упаковке и металлообработке это будет гадание на кофейной или “запчастевой гуще”.

Специфика поломок китайских автомобилей

За активных года полтора эксплуатации китайские авто показали примерно те же результаты, что и "европейцы". В свое время была такая шутка, что со временем каждый автомобиль становится Opel’ем. Эта старая шутка немножко оскорбительная, но она означала, что все европейские автомобили одинакового качества. И такая же ситуация с “китайцами”.

Склады запчастей

Кузовные запчасти — капоты, фары, крылья, двери — специфический товар. Он занимает много места и не очень дорого стоит. Из-за этого количество компаний, которые работают с кузовней, ограничено. Не все хотят этим заниматься, не всем удобно. И сервисы для этого склад не держат. Более того, за последние несколько лет дилерская активность настолько увеличилась, что многие СТО ничего не держат кроме самых необходимых вещей — фильтров, расходников. А иногда и от этого отказываются, оставляя только хомуты, перчатки, чистящие элементы. Все остальное “на быстром подвозе” со складов дистрибьюторов. И чем лучше они распределены по городу, тем легче работать автосервису.

Китайские компании активно заходят на рынок уже со складами. Мне известно про минимум три компании, которые имеют примерно по 10 тысяч единиц ассортимента на центральном складе. Это модель, которую долго формировали европейцы, — склад и сервисная доставка по регионам. У “китайцев” она только начинает формироваться, но сейчас РСА говорит о порядка 40 000 SKU уже ввезенной оригинальной продукции.

Рынок б/у запчастей

Мы 30 лет занимаемся б/у автомобилями, разбираем их, продаем запчасти. У нас их примерно 5 миллионов на складах. И мы видим на протяжении многих лет, что в кризисный период б/у детали больше нужны. Продажи новых чуть-чуть падают, поднимаются б/у-шки. Когда всем хорошо, начинается обратный эффект. В 2022-2023 годы мы отметили повышенный спрос, а сейчас он нормализуется.

Что касается подставок и санкций. Европа никогда не была хорошим рынком поставок б/у запчастей. Да, мы везли детали из Великобритании и Польши, например, но там высокие цены. Нецелесообразно дорого покупать автомобиль для разбора. Нужна довольно низкая цена, поэтому из Европы практически никто не импортирует. Нам интереснее рынки, которые активно используют аукционы, например, Америка. Ассортимент сейчас “плавает”, но большинство дистрибьюторов, которые снабжают автосервисы и маркетплейсы, довольно активно с этим работают.

Автомобили с параллельного импорта

На такие машины бывает сложно найти запчасти. Очень часто те, кто ввозят сюда эти автомобили, занимаются и запчастями. У них прямые контакты с поставщиками, на складах держат мало. Любой дистрибьютор видит, что на рынке нет и тысячи/ пяти тысяч авто одной модели. И, конечно, ничего держать не будет — в этом нет смысла, это не выгодно. Соответственно, если вы покупаете редкие автомобили, то придется потом идти к продавцу и просить привезти капот.

Законодательные требования к производителям авто

В какой-то момент наша страна начала двигаться к суверенитету в различных сферах, в том числе технологической. Стали требовать от операторов персональных данных переводить сервера в Россию. И это здравое требование относительно ремонта автомобилей в России, если мы двигаемся в сторону технологического суверенитета.  Его поддерживает Союз Автосервисов и РОАД (Российские автомобильные дилеры). В таком случае автомобили, которые сюда ввезли, будут получать данные о диагностических операциях внутри серверов страны.

Но что делать с машинами, которые обещают превратить в кирпичи? Нужно развивать местных хакеров. Люди обходят эти сложности, есть целые мануалы, как залезть в блок управления, убрать какой-то флажок, и он перестанет “общаться” с головной компанией. Все это происходит на страх и риск владельцев этих авто. Но на сегодняшний день историй, чтобы машина отключилась навсегда, я не встречал.

Другое требование относительно данных. Если автомобиль официально поставляется на рынок страны, должна быть и вся техническая документация: каталоги запчастей, документы по сервисному обслуживанию и так далее. Мы полностью поддерживаем эту инициативу. Многие годы Союз Автосервисов и другие инициаторы обсуждали с Минпромторгом требование обеспечить технологическую эксплуатацию ввезенных сюда автомобилей. Минимальная ремонтная документация должна быть доступна любому участнику рынка, включая владельцев. Они должны знать, как починить авто, какую запчасть поставить и из чего она сделана.

Автомобиль — сложное устройство. И вдруг вы выясните, что не знаете, какие запчасти стоят на Zeekr, а их больше трех тысяч. В какой последовательности их разбирать, с каким моментом затянуть? Более того, наше законодательство обязывает вас как владельца авто ремонтировать машину в соответствии с требованиями производителя, а эти требования закрыты на сегодняшний день. Поэтому мы подключаемся к международному движению “Право на ремонт”. Вы как владелец и мы как автосервисы должны иметь право знать, как чинить этот сложный и опасный технический агрегат.

Смотреть интервью:

ВКонтакте | ВКонтакте