Ученые рассказали, какие люди имеют больше шансов попасться на удочку аферистов.
Телефонные жулики продолжают разрабатывать все новые способы обмана. Суммы, которые отдают люди, порой просто колоссальные. Например, недавно одна пожилая москвичка перевела мошенникам 28,2 миллиона рублей. Все началось с телефонного звонка, в котором аферист представился сотрудником сайта госуслуг и сообщил, что с ее счета кто-то пытается вывести 1 миллион рублей. Потом к делу подключились и другие «сотрудники» - от банков до полиции. Женщина, следуя указаниям мошенников, бегала по городу, оформляла кредиты и переводила деньги по так называемым безопасным счетам. Жертве было строго-настрого запрещено кому-либо сообщать о происшествии под предлогом, что за ней следят, и в случае разглашения информации ей грозит уголовная ответственность за раскрытие «оперативной информации».
Мошенники постоянно совершенствуют свои схемы. Одним жертвам излагают уже почти классическую историю о том, что «деньги с вашего счета перевели на поддержку ВСУ», другим сообщают, что они должны заключить договор с телефонным провайдером или своей энергосетью. Граждане, особенно пожилые, часто неспособны сопротивляться и верят, что все объяснится после проведения «проверки». В итоге, следуя указаниям незнакомцев, они выполняют свои «задания», не осознавая всей серьезности ситуации.
Многие жертвы впоследствии настаивают, что почти ничего не помнят о происходящем: как они заходили в банк, брали кредиты и снова подавали заявки. «Я был как зомби», - говорят эти люди, добавляя, что слышали о таких мошенничествах, но в момент звонка их сознание отключилось.
Как же мошенники добиваются такого эффекта? Это не гипноз и не нейролингвистическое программирование (НЛП), как может показаться на первый взгляд. Жулики «работают» по заранее разработанным скриптам, которые отточены на тысячах людей. Главная цель - сохранять жертву в состоянии напряжения и не давать ей возможности опомниться. Часто в этом процессе участвуют несколько человек, которые запутывают и пугают потенциальную жертву.
Психолог Анна Гурцкая утверждает, что жертвами мошенников чаще становятся люди двух категорий: слишком уверенные в себе, которые считают, что никогда не попадают на уловки, и те, кто крайне не уверен и всего боится. Граждане, находящиеся «посередине», как правило, более защищены, так как осознают риск и могут более здраво оценить ситуацию.
Как же происходит надувательство? Мошенники придерживают жертву на поводке, используя так называемое правило трех да. Они агрессивно задают вопросы, на которые человек дает положительные ответы и как бы привыкает со всем соглашаться. Например: «Вы живете на третьем этаже?», «Вас зовут Василий Петрович?», «Вы готовы сотрудничать с ФСБ?».
Многие жертвы, пережившие общение с мошенниками, впоследствии не смогли вспомнить детали разговора. Это защитная реакция, которая помогает людям справиться с чувством стыда за свою внушаемость. Гораздо проще думать, что вас загипнотизировали, чем признать, что вас обвели вокруг пальца.
Чтобы избежать подобной ситуации, эксперты советуют использовать фразы-ремешки, например: «Я не беру трубку, когда мне звонят с незнакомого номера». Также важно помнить, что сотрудники банка никогда не будут запрашивать личные данные по телефону, а сотрудники госуслуг никогда не звонят клиентам.
Важно понимать, что мошенники могут использовать различные каналы связи, включая мессенджеры. Поэтому, разумеется, следует быть осторожным и не доверять звонкам с незнакомых номеров, особенно если речь идет о деньгах и личной информации.
Олег Павлов.
Фото: LEGION-MEDIA
Интересна тема? Подпишитесь на персональные новости в ДЗЕН | VK.Новости.