Защита боевых машин и их экипажей вопрос первостепенной важности, ведь от защиты зависит успех выполнения боевой задачи. Потеря техники болезненна не только по причине сложности восполнения, репутационно, но и по причине того, что потеря условного танка может сопрягаться потерей экипажа – подготовленных солдат, имеющих опыт, а в случае их выживания, не всегда есть возможность дать экипажу другую машину для реализации навыков. И тут встаёт закономерный вопрос – на чём делать акцент? На защите танка, или защите экипажа?
Подмена понятий
Если подумать над вопросом, что важнее – защита танка или экипажа, то можно прийти к закономерному выводу… Первостепенна защита танка. Если танк уничтожат, никакая защита экипажа не поможет. Но если копать глубже и с примерами, то ситуация будет чуть интереснее и многограннее.
В какой момент появилось глупое разделение на защиту танка и защиту экипажа? В момент появления первых основных боевых танков с передним расположением двигателя. Есть только одна линейка ОБТ с подобной компоновкой – Merkava. Все из танков данного семейства отличаются передним расположением двигателя и центральным расположением боевого отделения. Корма боевой машины может использоваться как для хранения боеприпасов (наиболее вероятный сценарий), или для сменного экипажа или десанта (практически нереалистичный сценарий в реальных условиях). С момента появления танков «Меркава» появилось вполне понятное объяснение не традиционной компоновки – повышение защиты экипажа.
Для контекста, Израиль активно расширялся до 1967 года, после чего, расширение страны сильно замедлилось, а границы обрели современный вид. В то время, израильский танковый парк был крайне разношёрстным и мог состоять из устаревших М4 «Шерман», различных «Паттонов» и «Центурионов». Кроме того, израильтяне не стеснялись использовать трофейные танки советского производства – Т-55 и Т-62. «Меркава» появилась гораздо позже – в 1979 году. После 1967 года, перед правительством и армией Израиля стояла задача защитить территории и боевая техника должна была полностью соответствовать данной задаче. В связи с этой особенностью, израильские танки в конце XX века не должны были выходить за пределы границы и их потеря в теории практически не сказывалась бы на экипаже. Танкисты не могли бы попасть в плен и т.п. (если не брать в учёт возможные артиллерийские и авиационные удары).
Главная проблема «Меркавы»
Отличительная черта танков семейства Merkava одновременно выступает слабой точкой. Поражение лобовой брони даже не самыми современными кинетическими или кумулятивными снарядами гарантированно выводит из строя трансмиссию или двигатель. Машина не может двигаться, а неподвижный танк – уничтоженный танк. Экипаж может безопасно покинуть машину через люк в корме корпуса, закрыв себя бронёй своего же танка, но сам факт того, что танкисты выходят из ОБТ уже ставит крест на защите экипажа и самом смысле выражения.
Основные боевые танки не просто так получили классическую компоновку с отделением управления спереди, боевым в центре и моторным в корме… При попадании в лобовую проекцию (что было наиболее вероятным исходом), танк мог сохранить ход и как следствие, экипаж выходил из боя не покидая машину. То есть, защита танка приравнивалась к защите экипажа. Именно что приравнивалась, и никак иначе… А если танкисты смогут вывести ОБТ в тыл на ремонт, то они не только сохранят себе жизнь, но и сохранят технику. Отремонтировав последнюю, экипаж снова пойдёт в бой.