Друзья, вы согласны с тем, что помощь, которую мы оказываем людям, должна быть прежде всего для них безопасной? Казалось бы, парадоксальное словосочетание. Безопасная помощь людям — это наши осознанные и ответственные действия, направленные на то, чтобы усилить человека.
Эмоции здесь править нами не должны. Не можешь — не берись. Помоги найти того, кто может реально помочь. Как врачу с первого курса лечебного факультета мне "вбито в мозг": «НЕ НАВРЕДИ».
На днях я увидела пост, в котором эксперт по подбору персонала рассказывает о своем печальном опыте выгорания на работе и о своей долгой затем реабилитации. Она поделилась своим воодушевлением, открытием в себе новой миссии и намерением открыть онлайн-проект, где будет вести бесплатные вебинары, чтобы помочь уставшим и выгоревшим людям.
Меня сразу насторожило, что автор не проводит четкой разницы между усталостью и выгоранием как понятиями.
При усталости помогает простой качественный отдых.
А вот выгорание — это бытовое название глубокого системного психосоматического расстройства организма человека. Его название — астенический невроз. Диагностировать и лечить его довольно сложно, и заниматься этим должны врачи; причем желателен консилиум врачей нескольких специализаций. Я в таких случаях строю стратегию лечения своего клиента вместе с эндокринологом, неврологом, а порой привлекаю еще кого-то (кардиолога или гастроэнтеролога). Все зависит от того, по какой системе ударила хроническая переработка и напряжение.
Как доктор меня настораживают проекты, в которых люди, не имеющие соответствующей профессиональной подготовки и опыта, начинают учить или лечить других только потому, что им самим удалось от чего-то вылечиться.
Меня также удивляет, с каким воодушевлением они принимаются «спасать мир», не оценивая возможные последствия. Захотелось предостеречь автора и его будущих последователей.
Представим, например, что человек, переживший ранний инфаркт, собирает вокруг себя группу людей в пред- или постинфарктном состоянии. Какова цель? Если он хочет просто создать группу, где люди могут поддерживать друг друга по-человечески — это один подход. Добрая идея!
Группы поддержки нужны в нашем не очень добром мире. Если же человек, не имея медицинского образования и большого клинического опыта, собирается быть лидером этой группы, чтобы учить и/или лечить этих людей, то это может быть просто опасно. Не всем может помочь рецепт, помогший такому лидеру, ведь организмы у всех разные. А вот свое время люди могут упустить. Болезни имеют свою патодинамику, и порой люди приходят к врачу тогда, когда их уже нельзя вылечить.
Я за то, чтобы каждый из нас делал добро в рамках своей экспертизы.
Что вы, друзья, думаете обо всем этом?
С любовью,
бизнес-психотерапевт Ольга Лукина