Найти в Дзене
Журнал Авто.ру

Как проверить работу отопителя и кондиционера: пошаговая инструкция

Оглавление

Настроить температуру в салоне можно даже в недорогом автомобиле. Но бывает и так, что добиться нужных показателей невозможно: например, вместо горячего поступает едва тёплый воздух, а вместо холодного — слегка прохладный. В этом случае желательно проверить работу отопителя и кондиционера. Если вы столкнулись с подобной проблемой, вот простая инструкция, как это сделать.

Первый шаг: проверка состояния фильтра

Воздух, который попадает в салон, проходит через салонный фильтр. Если он забит, его пропускная способность падает. При этом снижается и скорость воздушного потока. Поэтому на первых двух скоростях вентилятора как отопитель, так и кондиционер могут работать неэффективно. А на более высоких — сильно шуметь.

Самый простой способ проверить состояние фильтра — временно его снять. Если поток воздуха стал заметно сильнее, дело именно в фильтре. Кстати, не пытайтесь оценить его «забитость» визуально: пыль засоряет в том числе поры бумаги, поэтому даже чистый с виду фильтр может нуждаться в замене.

Но прежде можно попробовать продлить ему жизнь. Для начала аккуратно, чтобы не порвать бумагу, постучите по фильтрующему элементу, чтобы выбить поверхностную грязь (пух, листья). Потом фильтр нужно пропылесосить с той стороны, которая первой принимает на себя «удар», — внешней. Как новый он не станет, но частично его работоспособность восстановится. Как минимум этого хватит до покупки нового фильтра.

-2

Проверяем работу кондиционера

Автомобильный кондиционер — довольно сложная конструкция, технически напоминающая бытовые сплит-системы. Владелец автомобиля может проверить лишь работу основных узлов, но часто именно в них и кроется проблема. Итак, начинаем проверять.

Работает ли компрессор

Это понять несложно: достаточно на холостом ходу нажать на кнопку включения кондиционера. Если слышен щелчок, значит, сработала муфта включения — как минимум шкив компрессора начал вращаться. На автомобилях с двигателями небольшой мощности обычно ещё и на мгновенье падают обороты мотора или немного меняется его звук.

Для уверенности можно открыть капот и посмотреть, нормально ли вращается шкив. Но для этого нужно понимать, какой из них относится к компрессору.

Всё ли в порядке с фреоном

По трубкам системы кондиционирования циркулирует фреон. Если его мало, система не сможет работать эффективно. Фреон закачан в систему под большим давлением, поэтому достаточно микроскопической неплотности или трещинки, чтобы он постепенно испарился.

Грубо проверить циркуляцию фреона можно по температуре трубки, которая выходит из салона и ведёт к компрессору. При включённом кондиционере она должна быть очень холодной на ощупь. Если она просто прохладная, очевидно, система работает плохо как раз по причине недостатка фреона.

Почему не стоит просто заправлять фреон

В летний период «заправщики» фреона предлагают свои услуги даже на обочинах дорог. Но обращаться к ним за лёгким решением проблемы не стоит. Дело в том, что перед заправкой нужно понять: а куда, собственно, делся фреон? То есть убедиться в герметичности системы. Для этого в неё добавляют флуоресцирующее вещество, а потом под светом специальной лампы ищут следы этой жидкости под капотом. Если в трубках есть отверстие или появились другие дефекты, сначала нужно заняться ремонтом, а уже потом заправкой.

Кроме того, в автомобильных кондиционерах к фреону добавляют специальное масло — оно смазывает детали компрессора. В специализированных сервисах проверяют и его концентрацию.

Проверяем работу отопителя

Случаются и прямо противоположные проблемы, когда в салон не поступает тёплый воздух. Провести диагностику тоже несложно, если знать устройство системы отопления. Мы уже разбирали подробно возможные неисправности и способы их устранения, а в этой статье остановимся именно на диагностике.

Если сильно упростить, система отопления работает так: двигатель при работе нагревает антифриз, тот попадает в радиатор печки, через соты радиатора проходит поток воздуха, он нагревается и поступает в салон. Поэтому и диагностику стоит вести по этому пути.

Достаточно ли антифриза

Это первое, что нужно оценить. Обычно достаточно проверить уровень в расширительном бачке: при холодном двигателе он должен быть между отметками Min и Max. Ещё лучше открыть крышку радиатора (обязательно при холодном двигателе) и посмотреть, есть ли жидкость в нём, прозрачная ли она, не изменила ли цвет и не имеет ли радужных (масляных) разводов на поверхности. Если всё в порядке, двигаемся дальше.

Нагревается ли радиатор отопителя

В отличие от основного радиатора, радиатор печки спрятан под панелью приборов, и его тяжело потрогать. Зато можно пощупать патрубки, которые ведут к этому теплообменнику и от него. Найти их просто — это резиновые шланги, не самые толстые, которые уходят из моторного отсека в сторону салона. Если оба патрубка горячие, радиатор нагревается нормально. Если тёплый только один, с радиатором есть проблемы. Разумеется, такую проверку нужно выполнять на прогретом двигателе с включенной на максимум печкой.

Бывает, что патрубки нагреваются, но очень медленно — соответственно, и тёплый воздух из отопителя долго не поступает. Обычно в таких случаях виноват заклинивший термостат, который пускает антифриз охлаждаться в основной, куда более мощный радиатор.

Поступает ли в салон воздух

Мы уже говорили, что забитый фильтр не может обеспечить достаточный поток воздуха. Но помимо фильтра «непроходимостью» может страдать и сам радиатор печки. Тогда придётся снимать его, чистить, а в отдельных случаях — менять. Способ проверки тут банален: включить вентилятор и оценить, насколько силён поток. Справедливости ради отметим, что проблема может быть и в самом моторчике вентилятора. Если воздух вообще не поступает в салон стоящего автомобиля, первое, что стоит сделать, — посмотреть, цел ли предохранитель вентилятора. Другой узел, который часто его подводит, — блок дополнительных сопротивлений, регулирующий скорость работы моторчика. Он обычно установлен внутри системы, и для его диагностики придётся обращаться в сервис.

-3

Больше полезных статей для автомобилистов — в Журнале Авто.ру

Авто
5,66 млн интересуются