Найти в Дзене

История искусства: Постмодернизм в искусстве Европы. Вопросы идентичности

Термин «постмодернизм» получил распространение в 1970-х годах, когда его стали применять ко всему, что не относилось к модернизму. Стремясь освободиться от модернистской веры в автономность, оригинальность, значение авторства и общепринятую эстетику, критики предложили новое понятие для тех явлений изобразительного искусства, которые отражали не застывший момент, а саму жизнь во всей ее сложности и многообразии.

Выставка Джозефа Кошута
Выставка Джозефа Кошута

Жизнь и искусство внезапно вновь соединились. Вопросы идентичности - отошедшие на второй план при модернизме - вдруг снова стали актуальными. Разделение, разнообразие и переработка и/или присвоение сюжета крайне приветствовались. Один из самых известных европейских модернистов - Зигмар Польке (1941-2010).

Зигмар Польке, Измерение одежды
Зигмар Польке, Измерение одежды
Зигмар Польке, Зайки, 1966
Зигмар Польке, Зайки, 1966
Зигмар Польке, Без названия, 1970
Зигмар Польке, Без названия, 1970

Его детство прошло в Восточной Германии, но обосновался он на Западе, в Дюссельдорфе, где развил собственную, сложившуюся под влиянием поп-арта живописную манеру, заимствуя образы непосредственно из рекламы и фотографий. Польке соединял в одном полотне различные материалы, сочетая бытовые краски, шелкографию, прозрачные листы и природные объекты, чтобы создать сложное многослойное повествование. Игривость, пародия и пастиш - эти понятия лучше всего подходят для описания стиля Польке, в 1980-х перешедшего в свою психоделическую фазу. В последнее время в процессе создания образов Польке обращался к истории Германии, ее политике и культуре.

Зигмар Польке, Мальчик с зубной щеткой, 1964
Зигмар Польке, Мальчик с зубной щеткой, 1964
Зигмар Польке, Алиса в стране чудес, 1972
Зигмар Польке, Алиса в стране чудес, 1972
Зигмар Польке, Ножницы, 1982
Зигмар Польке, Ножницы, 1982
Зигмар Польке, Гермес Трисмегист, 1995
Зигмар Польке, Гермес Трисмегист, 1995

В 1960-х годах Польке познакомился с Герхардом Рихтером (1932) во время совместной работы над проектом, посвященном потреблению. Как и Польке, Рихтер всегда работал в разных стилях с использованием образов из средств массовой информации.

Герхард Рихтер, Благовещение по Тициану, 1973
Герхард Рихтер, Благовещение по Тициану, 1973

В начале 1960-х годов Рихтер перенес на холст несколько тяжелых снимков Второй мировой войны, что по замыслу художника должно было смягчить запечатленные на них ужасные сцены, одновременно затронув вопрос о характере и роли живописи и фотографии.

Герхард Рихтер, Дядя Руди
Герхард Рихтер, Дядя Руди

Рихтер продолжает работать с фотографией, преобразовывая снимки городов с воздуха, а также создавая монументальные чувственные красочные абстрактные картины.

Герхард Рихтер, Мадрид
Герхард Рихтер, Мадрид
Герхард Рихтер, Абстрактная картина
Герхард Рихтер, Абстрактная картина
Герхард Рихтер, Темнота
Герхард Рихтер, Темнота

Другие его работы, зачастую созданные по фотографиям и образующие целые серии, балансируют на грани абстракции и фигуративности. У его слегка размытого, мягкого стиля существует множество подражателей.

Герхард Рихтер, Свечи
Герхард Рихтер, Свечи
Герхард Рихтер, Чтение
Герхард Рихтер, Чтение

В начале 1990-х годов Герхард Рихтер представил ряд картин небольшого формата, на которых изображена его третья жена Сабина Мориц и их маленький сын. Работы из серии под названием «С. с ребенком» основаны на фотографиях, но благодаря живописной манере, основанной на размывании и размазывании красок, они не кажутся документальными.

Герхард Рихтер, Мать и ребенок
Герхард Рихтер, Мать и ребенок

Примером постмодернизма в живописи может служить и творчество других немецких художников, таких как, например, Мартин Киппенбергер (1953-1997). Ироничные работы Киппенбергера, в которых художник часто использовал собственное тело, а также привычные бытовые предметы, высмеивают традицию живописи и то, как она со временем извращалась и подавлялась.

Мартин Киппенбергер, Flying tanga
Мартин Киппенбергер, Flying tanga
Мартин Киппенбергер, Untitled, 1989
Мартин Киппенбергер, Untitled, 1989

Польский живописец Вильгельм Сасналь (1972) разрушает представление о высокой культуре и пропагандистских образах, устанавливая собственные связи с образами масс-медиа посредством эклектичного спектра изобразительных стилей и техник.

Вильгельм Сасналь, Shoah (Forest), 2003
Вильгельм Сасналь, Shoah (Forest), 2003
Вильгельм Сасналь, Samoloty, 1999
Вильгельм Сасналь, Samoloty, 1999
Вильгельм Сасналь, Kacper and Anka, 2009
Вильгельм Сасналь, Kacper and Anka, 2009
Вильгельм Сасналь, Kraków–Warszawa, 2006
Вильгельм Сасналь, Kraków–Warszawa, 2006

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: