Найти тему

История искусства: Минимализм в мировом искусстве второй половины XX века. Все или ничего

Минимализм развивался в Америке, преимущественно в Нью-Йорке, во второй половине 1960-х годов, как реакция на эмоциональную выразительность абстрактного экспрессионизма. Художники, примкнувшие к новому направлению, стремились создавать произведения, лишенные каких-либо отсылок, считая, что ценность картины в ней самой и что она не должна имитировать что-либо еще.

Кеннет Ноланд, Внутри, 1958
Кеннет Ноланд, Внутри, 1958

Минимализм основывается на лаконичных, зачастую повторяющихся формах и простых геометрических фигурах, таких как квадрат или прямоугольник. Многие художники-минималисты (Карл Андре,

Карл Андре, Эквивалент VIII, 1966
Карл Андре, Эквивалент VIII, 1966
Карл Андре, Фрагмент экспозиции выставки «Карл Андре: скульптура как место. 1958–2010», 2017
Карл Андре, Фрагмент экспозиции выставки «Карл Андре: скульптура как место. 1958–2010», 2017
Карл Андре, Фрагмент экспозиции выставки «Карл Андре: скульптура как место. 1958–2010», 2017
Карл Андре, Фрагмент экспозиции выставки «Карл Андре: скульптура как место. 1958–2010», 2017

Дэн Флавин,

Дэн Флавин, Diagonal of Personal Ecstasy (the Diagonal of May 25, 1963, to Constantin Brancusi), 1963
Дэн Флавин, Diagonal of Personal Ecstasy (the Diagonal of May 25, 1963, to Constantin Brancusi), 1963
Дэн Флавин, Без названия, 1969
Дэн Флавин, Без названия, 1969
Дэн Флавин, Без названия, 1964
Дэн Флавин, Без названия, 1964

Дональд Джадд и другие) работали с трехмерным пространством и находились под влиянием конструктивистов, переняв у них принципы использования легких, современных промышленных материалов.

Дональд Джадд, Без названия, 1965
Дональд Джадд, Без названия, 1965
Дональд Джадд, Без названия, 1991
Дональд Джадд, Без названия, 1991
Дональд Джадд, Без названия, 1992
Дональд Джадд, Без названия, 1992

Картины-действия, которые Лючио Фонтана (1899-1968) начал создавать в конце 1950-х годов, с прорезями и разрывами - являлись еще одним ориентиром, находясь на стыке минимализма и концептуализма, где идея, или обоснование, для создания произведения искусства имели первостепенное значение. Фонтана начал экспериментировать с разрезанием холста в 1959 году. Этим драматическим действием он хотел подчеркнуть тот факт, что поверхность холста является двухмерной, и за ней есть пространство. Фонтана, утверждая, что это не акт агрессии, заявлял: «Я построил, а не уничтожил».

Лючио Фонтана, Пространственная концепция: ожидание, 1964
Лючио Фонтана, Пространственная концепция: ожидание, 1964
Лючио Фонтана, Concept Spatial, 1965
Лючио Фонтана, Concept Spatial, 1965
Лючио Фонтана, Concept Spatial, 1960
Лючио Фонтана, Concept Spatial, 1960

Фрэнк Стелла (1936-2024) был одним из первых художников, связанных с минимализмом. Окончив университет в 1958 году, Стелла обосновался в Нью-Йорке, где зарабатывал на жизнь как оформитель. Его особенно восхищали абстрактные геометрические сетки Джозефа Альберса, в прошлом выпускника и преподавателя Баухауса, перебравшегося в 1933 в Америку и известного серией картин под общим названием «Во славу квадрату», в которых главными модулями служат вложенные друг в друга квадраты. Стелла развивал собственный систематический монохромный подход к абстрактной живописи, сначала в «черных картинах», за которыми последовали плоские полосы цвета. В 1970-х годах он также вырезал фигуры и создавал яркие сверкающие трехмерные рельефы.

Фрэнк Стелла, Jill, 1959
Фрэнк Стелла, Jill, 1959
Фрэнк Стелла, Turkish Mambo, 1967
Фрэнк Стелла, Turkish Mambo, 1967
Фрэнк Стелла, Empress of India, 1965
Фрэнк Стелла, Empress of India, 1965
Фрэнк Стелла, Les Indes Galantes IV, 1973
Фрэнк Стелла, Les Indes Galantes IV, 1973

Творчество Роберта Римана (1930-2019) служит мостом между абстрактным экспрессионизмом и минимализмом. В 1952 году Риман приехал в Нью-Йорк, где главной задачей его творчества с самого начала стало изучение процесса живописи. Расширяя границы и преодолевая ограничения в изобразительных средствах, он комбинировал различные материалы. В конце 1960-х он создавал преимущественно белые картины, сосредоточившись на свете и поверхности картинной плоскости; он говорил, что белый цвет «позволяет другим предметам стать видимыми».

Роберт Риман, Без названия, 1963
Роберт Риман, Без названия, 1963
Роберт Риман, Без названия, 1965
Роберт Риман, Без названия, 1965
Роберт Риман, Без названия, 1993
Роберт Риман, Без названия, 1993

В 1950-х годах во Франции художник Ив Кляйн (1928-1962) начал выставлять монохромные полотна, покрытые особым оттенком насыщенного синего цвета. Его выставки-перформансы в Париже, в которых принимали участие обнаженные модели, чьи тела были покрыты синей краской, поначалу вызывали возмущение. Монохромные работы Кляйна выполнены преимущественно в насыщенном синем цвете, известном как «международный синий цвет Кляйна».

Ив Кляйн, Голубой рельеф из губок (RE 51), 1959
Ив Кляйн, Голубой рельеф из губок (RE 51), 1959
Ив Кляйн, Untitled Blue Monochrome, 1959
Ив Кляйн, Untitled Blue Monochrome, 1959
Ив Кляйн, Great blue cannibalism, Tribute to Tennessee Williams
Ив Кляйн, Great blue cannibalism, Tribute to Tennessee Williams

Среди других художников, чье творчество представляло собой сочетание порядка, простоты и равновесия, созвучное минимализму, были американцы Брайс Марден и Эд Рейнхардт.

Брайс Марден, For Pearl, 1970
Брайс Марден, For Pearl, 1970
Брайс Марден, For Pearl, 1970
Брайс Марден, For Pearl, 1970
Эд Рейнхардт, Без названия
Эд Рейнхардт, Без названия

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: