Минимализм развивался в Америке, преимущественно в Нью-Йорке, во второй половине 1960-х годов, как реакция на эмоциональную выразительность абстрактного экспрессионизма. Художники, примкнувшие к новому направлению, стремились создавать произведения, лишенные каких-либо отсылок, считая, что ценность картины в ней самой и что она не должна имитировать что-либо еще.
Минимализм основывается на лаконичных, зачастую повторяющихся формах и простых геометрических фигурах, таких как квадрат или прямоугольник. Многие художники-минималисты (Карл Андре,
Дэн Флавин,
Дональд Джадд и другие) работали с трехмерным пространством и находились под влиянием конструктивистов, переняв у них принципы использования легких, современных промышленных материалов.
Картины-действия, которые Лючио Фонтана (1899-1968) начал создавать в конце 1950-х годов, с прорезями и разрывами - являлись еще одним ориентиром, находясь на стыке минимализма и концептуализма, где идея, или обоснование, для создания произведения искусства имели первостепенное значение. Фонтана начал экспериментировать с разрезанием холста в 1959 году. Этим драматическим действием он хотел подчеркнуть тот факт, что поверхность холста является двухмерной, и за ней есть пространство. Фонтана, утверждая, что это не акт агрессии, заявлял: «Я построил, а не уничтожил».
Фрэнк Стелла (1936-2024) был одним из первых художников, связанных с минимализмом. Окончив университет в 1958 году, Стелла обосновался в Нью-Йорке, где зарабатывал на жизнь как оформитель. Его особенно восхищали абстрактные геометрические сетки Джозефа Альберса, в прошлом выпускника и преподавателя Баухауса, перебравшегося в 1933 в Америку и известного серией картин под общим названием «Во славу квадрату», в которых главными модулями служат вложенные друг в друга квадраты. Стелла развивал собственный систематический монохромный подход к абстрактной живописи, сначала в «черных картинах», за которыми последовали плоские полосы цвета. В 1970-х годах он также вырезал фигуры и создавал яркие сверкающие трехмерные рельефы.
Творчество Роберта Римана (1930-2019) служит мостом между абстрактным экспрессионизмом и минимализмом. В 1952 году Риман приехал в Нью-Йорк, где главной задачей его творчества с самого начала стало изучение процесса живописи. Расширяя границы и преодолевая ограничения в изобразительных средствах, он комбинировал различные материалы. В конце 1960-х он создавал преимущественно белые картины, сосредоточившись на свете и поверхности картинной плоскости; он говорил, что белый цвет «позволяет другим предметам стать видимыми».
В 1950-х годах во Франции художник Ив Кляйн (1928-1962) начал выставлять монохромные полотна, покрытые особым оттенком насыщенного синего цвета. Его выставки-перформансы в Париже, в которых принимали участие обнаженные модели, чьи тела были покрыты синей краской, поначалу вызывали возмущение. Монохромные работы Кляйна выполнены преимущественно в насыщенном синем цвете, известном как «международный синий цвет Кляйна».
Среди других художников, чье творчество представляло собой сочетание порядка, простоты и равновесия, созвучное минимализму, были американцы Брайс Марден и Эд Рейнхардт.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: