Найти тему

История искусства: Арте Повера. Экология протеста

Оглавление

Итальянское движение Арте Повера возникло на фоне политических и социальных волнений конца 1960-х годов XX века. Художники и скульпторы разделяли антикапиталистические настроения времени, оставаясь при этом вне политики и фокусируясь на эстетике взаимодействия человека с материальным миром и природой, ремесленного труда и поэтике обыденных вещей и естественных материалов.

Микеланджело Пистолетто, Mappamondo, 1966-1968 года
Микеланджело Пистолетто, Mappamondo, 1966-1968 года

Италия в 50-60-годы XX века совершала стремительный прыжок из аграрной страны в индустриальное государство конвейерного производства, массовых потребительских товаров, модной индустрии. Все это, однако, не решало старых проблем – коррупции, социального и имущественного неравенства, несовершенства законодательства, образования, здравоохранения. 60-е стали временем ожесточенных студенческих и рабочих протестов, как в самой Италии, так и в целом в Европе. В разрыве с усложненностью индустриального общества группа итальянских художников создает бедную и воинствующую эстетику Arte povera (povera – в переводе с итальянского - бедный). Разрушая традиционный язык искусства, они пытались опереться на инстинктивную энергию естественных вещей и материалов.

Разложенная на полу газета, груда угля, флаг, прикрепленный к стене генуэзской галереи, составляли с другими более или менее осязаемыми элементами экспозицию Arte povera im spazio («Бедное искусство в пространстве»), представленную искусствоведом Джермано Челантом в 1967 году.

Arte povera - IM Spazio (Galleria La Bertesca, Genova, 1967) Ambiente/Arte (Venice Biennale, 1976) Presented by Germano Celant
Arte povera - IM Spazio (Galleria La Bertesca, Genova, 1967) Ambiente/Arte (Venice Biennale, 1976) Presented by Germano Celant
Arte povera - IM Spazio (Galleria La Bertesca, Genova, 1967) Ambiente/Arte (Venice Biennale, 1976) Presented by Germano Celant
Arte povera - IM Spazio (Galleria La Bertesca, Genova, 1967) Ambiente/Arte (Venice Biennale, 1976) Presented by Germano Celant

Годом раньше в Нью-Йорке экспозиция Primary Structures («Первоначальные структуры») открыла новое направление в современной американской скульптуре: минимализм. Это искусство претендует на то, чтобы быть логичным, и отбирает у художника обоснование субъективного выражения, в частности, заставляя творить произведение промышленным путем.

From the Archives: John Ashbery on «Primary Structures», in 1966
From the Archives: John Ashbery on «Primary Structures», in 1966

На этот радикальный формализм Арте Повера отвечает экзистенциальным значением художественного акта. Шесть художников-основателей, к которым вскоре присоединятся другие, превозносят органические материалы, действия и формы в развитии, ориентируясь на очевидное присутствие произведения, подходящего для созерцания («con temp l'azione», игра слов, означающая «со временем, действие»). Тело, время и энергия в самом центре их созерцания. Искусству идеи (концептуальной), которое распространяется за океаном, итальянские художники противопоставляют осязаемое искусство, ориентированное на индивидуальное восприятие зрителей. Авторы обращаются к «бедным», грубым материалам: мешковина, земля, камень, веревки, воск, уголь.

Пино Паскали, Один кубический метр земли, 1967 год
Пино Паскали, Один кубический метр земли, 1967 год

Теоретическая и политическая платформа Арте Повера

В 1967 году Челант публикует статью, озаглавленную «Арте Повера. Инструкции для партизанской войны». Двумя годами позже его книга о движении переводится на английский и французский язык, а выставки движения проходят в Нью-Йорке и Лондоне, превратив Арте Повера из локального художественного течения в международный феномен. Эстетика герильи - партизанской войны художественными методами за более красивый мир прямо выведена в произведении Марио Мерца Igloo de Giap.

Марио Мерц, IGLOO DE GIAP, 1968 год
Марио Мерц, IGLOO DE GIAP, 1968 год

«Иглу» (подобие эскимосского жилища), этот «микроорганический городок», является для Мерца метафорой сопротивления, художник переносит это изображение убежища для элементарного выживания в любой контекст. Пакеты с землей, неон, который вписывает знаменитую фразу генерала Ву Нгуена Гиапа, победителя сражения вьетнамских сил с французскими колониальными войсками при Дьенбьенфу (1954): «Если враг сосредоточивается, он теряет свои позиции, если враг рассеивается, то теряет свою силу», должны напоминать о сражении вьетнамского народа, но еще и о сражении искусства. Это убежище судьбы на самом деле отсылает к борьбе мира бедных против мира богатых и иллюстрирует состояние искусства, как и положение отверженного, маргинального вьетнамского народа. Впоследствии Мерц не раз обращался к образу иглу как универсальной метафоре жилища, дома, хрупкости всего человеческого существования.

Марио Мерц, Senza titolo (Triplo igloo), 1984-2002 годы
Марио Мерц, Senza titolo (Triplo igloo), 1984-2002 годы
Марио Мерц, Unreal City, Nineteen Hundred Eighty-Nine, 1989 год
Марио Мерц, Unreal City, Nineteen Hundred Eighty-Nine, 1989 год
Марио Мерц, Igloo with Tree, 1969 год
Марио Мерц, Igloo with Tree, 1969 год
Марио Мерц, Иглу, 2018 год. Вид экспозиции Pirelli HangarBicocca Фото: Renato Ghiazza
Марио Мерц, Иглу, 2018 год. Вид экспозиции Pirelli HangarBicocca Фото: Renato Ghiazza
Марио Мерц, Иглу, 2018 год. Вид экспозиции Pirelli HangarBicocca Фото: Renato Ghiazza
Марио Мерц, Иглу, 2018 год. Вид экспозиции Pirelli HangarBicocca Фото: Renato Ghiazza

Новаторство этих произведений соотносится с двумя определяющими обстоятельствами: с одной стороны, историческая связь Италии со скульптурой и изображением, с другой стороны, ее культурное, политическое и экономическое состояние в конце 1960-х годов. Италия той поры, в сравнении с американским могуществом, - бедная и слабо развитая страна. Сознание этого положения не чуждо противоречию, присущему теоретическим позициям Арте Повера, которые колеблются между авангардистской системой понятий и формальным упадком.

Джулио Паолини, L'Altra Figura, 1984 год
Джулио Паолини, L'Altra Figura, 1984 год

Отношения, установившиеся между их произведениями и историей скульптуры, довольно специфические: в поисках новой близости со зрителем Арте Повера освобождает скульптуру от ее дополнительного значения - героического, идеального и аристократического. Некоторые художники группы прибегнут даже к католической теме распятия напоминанием о теле, настолько значимым, насколько освобожденным от общественной славы.

Известные работы

ЗАДЕРЖИВАЯ 17 ЛЕТ РАЗВИТИЯ (ОНО ПРОДОЛЖИТ РАСТИ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЭТОГО МЕСТА)

Джузеппе Пеноне, 1968-1985 год

Джузеппе Пеноне, Задерживая 17 лет развития (оно продолжит расти, за исключением этого места, 1968-1985 год
Джузеппе Пеноне, Задерживая 17 лет развития (оно продолжит расти, за исключением этого места, 1968-1985 год

Произведение искусства - это само действие, фотографии которого являются лишь документом. Название - это начало комментария художника о действии: «Я схватил дерево: я буду продолжать его сжимать, используя железную руку. Дерево будет продолжать развиваться, но не в этой точке». Пеноне попросил выковать «железную руку» в позе своей собственной руки, держащей дерево, развитие которого, нарушенное этой агрессией, задело частично и инородное тело. Здесь напоминание о связи человека с природой, одновременно грубое и усложненное. Про Пеноне можно в принципе сказать, что дерево - его любимый материал.

Джузеппе Пеноне, Дверь в дереве, 2012 год
Джузеппе Пеноне, Дверь в дереве, 2012 год
Джузеппе Пеноне, Spazio di Luce, 2015 год
Джузеппе Пеноне, Spazio di Luce, 2015 год
Джузеппе Пеноне, Шкатулка, 2007 год
Джузеппе Пеноне, Шкатулка, 2007 год

Относительно некоторых деревянных скульптур художник заявлял, что хочет «найти дерево, которое лежало в основе балки». Он вводит фундаментальные данные, перемещая их, он способствует возникновению силы и сложности, извлекая искусство из его культурного и городского контекста. Обнажение сердцевины дерева в работах Пеноне символизирует и возврат в прошлое – обратное движение от культуры к природе через время.

ВЕНЕРА С ТРЯПКАМИ

Микеланджело Пистолетто, 1967 год

Микеланджело Пистолетто, Венера с тряпками, 1967 год
Микеланджело Пистолетто, Венера с тряпками, 1967 год

Художник не желает больше «передавать изображения», он хочет «провоцировать состояния». Именно в классической скульптуре он находит самый яркий пример художественного канона. Он переносит исторический код белой статуи и имитацию драпировки в современную реальность, предлагая, не без юмора, неподвижной на протяжении веков Венере конкретное занятие - разобраться с ворохом разноцветных тряпок. Иронизируя над современной культурой потребления и обращаясь к наследию античности, Пистолетто показывает контраст между ненужными вещами и вечными высокими идеалами. Со временем художник сделает еще несколько версий этой работы, а в 1980 году на выставке в Сан-Франциско место Венеры заняла даже живая модель.

Среди других постоянных образов, к которым неоднократно возвращается Пистолетто - концепция «Третьего рая» (инсталляции в виде так называемых тринамик - преобразованного знака бесконечности, символизирующего поиск гармонии и баланса между природой и материальным в современном мире) и «зеркальных картин», главным посылом которых является диалог между реальностью зрителя и искусством, в котором оба эти полюса, разделенных гранью зеркальной пластины, словно становятся отражением друг друга.

Микеланджело Пистолетто, Terzo Paradiso, 2019 год
Микеланджело Пистолетто, Terzo Paradiso, 2019 год
Микеланджело Пистолетто и знак тринамики
Микеланджело Пистолетто и знак тринамики
Микеланджело Пистолетто, Стоящий мужчина, 1962 год
Микеланджело Пистолетто, Стоящий мужчина, 1962 год
Микеланджело Пистолетто, серия Зеркальные картины, 2010 год
Микеланджело Пистолетто, серия Зеркальные картины, 2010 год

ЛОШАДИ

Яннис Кунеллис, 1969 год

Яннис Кунеллис, Лошади, 1969 год
Яннис Кунеллис, Лошади, 1969 год

Кунеллис в буквальном смысле вводит натуру в галерею. Этот акт является отказом от произведения как от коммерциализированного предмета: художник приглашает к размышлению над характеристиками, которые до этого момента оправдывали интерес к искусству. Провокация и полная переориентация ситуаций не прекращают затрагивать историю Арте Повера. Но, выставив живых лошадей в Риме, Кунеллис играет также с историей конной скульптуры, точнее, со статусом лошади, помещенной между человеком и пьедесталом (часть целого, не имеющего автономии). Он раскрывает хитрости правила, принятого и лишенного всякой связи с реальностью. Пьедестал убран, и перед нами не верховое животное, а живая модель.

Для Куннелиса вообще характерны масштабные инсталляции в творчестве. Вот работа S.T. - одинокая детская коляска, словно прокладывающая свой путь сквозь бесконечные поля брошенной одежды и сломанных музыкальных инструментов - высказывание как о смыслах искусства, так и об одиночестве отдельного человека в мире.

Яннис Кунеллис, S.T., 2011 год
Яннис Кунеллис, S.T., 2011 год
Яннис Кунеллис, Без названия, 1997 год
Яннис Кунеллис, Без названия, 1997 год
Яннис Кунеллис, Вороны, 1979 год
Яннис Кунеллис, Вороны, 1979 год
Яннис Кунеллис, Без названия, 2016 год
Яннис Кунеллис, Без названия, 2016 год

Влияние

Группа Арте Повера образовалась в процессе крупных выставок, состоявшихся в 1967 г: «Arte povera - IM Spazio», Генуя; «Fuoco, immagine, acqua, terra› («Огонь, образы, вода, земля»), Рим и др. В 1970-х и начале 1980-х гг. группа состоит из десяти художников: Джованни Ансельмо, Алигьеро Боэтти, Пьер Паоло Салцолари, Лучано Фабро, Яннис Кунеллис, Марио Мерц, Джулио Паолини, Джузеппе Пеноне, Микеланджело Пистолетто и Джилберто Дзорио.

Джованни Ансельмо, Torsion, 1968 год
Джованни Ансельмо, Torsion, 1968 год
Лучано Фабро, Italia, 1968 год
Лучано Фабро, Italia, 1968 год
Алигьеро Боэтти, Карта, 1978 год
Алигьеро Боэтти, Карта, 1978 год
Джилберто Дзорио, Ненависть, 1969 год
Джилберто Дзорио, Ненависть, 1969 год

Однако уже к середине 7970-х годов Арте Повера перестает существовать как единое художественное течение, стиль каждого представителя продолжится развиваться в уникальном направлении. Тем не менее, Арте Повера окажет значительное влияние на последующие художественные явления второй половины XX века – лэнд-арт, концептуализм, перфоманс, инсталляция.