Найти в Дзене

История искусства: Неоэкспрессионизм в мировом искусстве второй половины XX века. Приступ беспокойства

Hеоэкспрессионизм, в очередной раз акцентирующий внимание на спонтанном выражении чувств, возвращается к оригинальному экспрессионистскому движению, существовавшему в Германии в начале ХХ века. Как новое направление в живописи в начале 1980-х годов он стал доминирующим главным образом в Германии, США и Италии и рассматривался как реакция на сдержанность концептуального искусства и минимализма.

Жан-Мишель Баския, Без названия, 1982
Жан-Мишель Баския, Без названия, 1982
Эрик Фишль, Мальчик в голубой воде, 1988
Эрик Фишль, Мальчик в голубой воде, 1988

Ключевыми особенностями неоэкспрессионизма являются грубая, сырая манера письма, упор на человеческую фигуру (зачастую изображаемую в искаженной, иступленной манере) и заимствование образов из всех возможных источников - от газет до индийской мифологии.

Жан-Мишель Баския, Филистимляне, 1982
Жан-Мишель Баския, Филистимляне, 1982

Неоэкспрессионизм первоначально возник в Германии в 1960-х годах. Георг Базелиц (1938), один из ведущих представителей этого движения, учился живописи в Восточном Берлине, после чего переехал в 1957 году в Западный Берлин. Его картины отличаются жесткостью, мощью, вызывают ощущение беспокойства. Он тяготеет к человеческим фигурам, животным и элементам пейзажа и часто пишет их перевернутыми, чтобы освободить от изначального значения и навести на мысль об отчужденности.

Георг Базелиц, Как это начиналось, 1958
Георг Базелиц, Как это начиналось, 1958
Георг Базелиц, Оберон, 1964
Георг Базелиц, Оберон, 1964
Георг Базелиц, Ужин в Дрездене
Георг Базелиц, Ужин в Дрездене

Другие немецкие художники, такие как Ансельм Кифер (1945), более откровенно намекали на политические реалии Германии в период, предшествующий ее объединению. Родившийся в конце Второй мировой войны, Кифер создает огромные композиции, в которых неявно, символически обращается к прошлому своей страны, создавая полное ощущение реальности ландшафта благодаря выбору материалов, таких как солома, кровь и свинец.

Ансельм Кифер, Дух над водою
Ансельм Кифер, Дух над водою
Ансельм Кифер, Нюрнберг
Ансельм Кифер, Нюрнберг
Ансельм Кифер, Сюжет №10
Ансельм Кифер, Сюжет №10
Ансельм Кифер, Маргарита, 1981
Ансельм Кифер, Маргарита, 1981
Ансельм Кифер, Велимиру Хлебникову. Судьбы народов
Ансельм Кифер, Велимиру Хлебникову. Судьбы народов

«Твои пепельные волосы, Суламифь» (1970) - глубоко человечная и проникновенная работа, была навеяна поэмой «Фуга смерти», написанной поэтом Паулем Целаном в немецком концлагере. В этой поэме слова «твои пепельные волосы, Суламифь» обращены к сожженной в лагере смерти еврейской женщине и одновременно к возлюбленной из «Песни песней Соломона». Кифер видит ее дух в обугленных черных полях.

Ансельм Кифер, Varus, 1976
Ансельм Кифер, Varus, 1976

В Италии неоэкспрессионистский импульс прослеживался в беспокойной манере Сандро Киа (1946) и Франческо Клементе (1952). В ностальгических работах последнего присутствуют примитивные и романтические образы, почерпнутые из восточной философии и религии.

Сандро Киа, Affetto, 2014
Сандро Киа, Affetto, 2014
Сандро Киа, Unfinished Symphony, 1980
Сандро Киа, Unfinished Symphony, 1980
Франческо Клементе, Сюжет 78
Франческо Клементе, Сюжет 78
Франческо Клементе, Сюжет 66
Франческо Клементе, Сюжет 66

В Америке неоэкспрессионистское движение активно развивалось благодаря ажиотажу на художественном рынке. Например, монументальные, театральные работы Джулиана Шнабеля (1951), в которые были вмонтированы керамические осколки, покрытые густыми слоями краски, продавались за рекордные суммы.

Джулиан Шнабель, Портерт
Джулиан Шнабель, Портерт

До 1966 года американец Филипп Гастон (1913-1980), более серьезный художник старшего поколения, работал преимущественно в стиле абстрактного экспрессионизма. Он начал привносить фигуративные элементы в свои работы, идеи для которых заимствовал в андеграундных комиксах и массовой культуре. Для последующих работ Гастона характерен типично неоэкспрессионистский подход. В создаваемых им образах, напоминающих мультипликационные, присутствует ощущение недолговечности, отчужденности и черного юмора, что отражает его взгляд на современную городскую жизнь.

Филипп Гастон, Пиджак, 1979
Филипп Гастон, Пиджак, 1979
Филипп Гастон, 1969
Филипп Гастон, 1969
Филипп Гастон, Мастерская, 1969
Филипп Гастон, Мастерская, 1969

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: