Hеоэкспрессионизм, в очередной раз акцентирующий внимание на спонтанном выражении чувств, возвращается к оригинальному экспрессионистскому движению, существовавшему в Германии в начале ХХ века. Как новое направление в живописи в начале 1980-х годов он стал доминирующим главным образом в Германии, США и Италии и рассматривался как реакция на сдержанность концептуального искусства и минимализма.
Ключевыми особенностями неоэкспрессионизма являются грубая, сырая манера письма, упор на человеческую фигуру (зачастую изображаемую в искаженной, иступленной манере) и заимствование образов из всех возможных источников - от газет до индийской мифологии.
Неоэкспрессионизм первоначально возник в Германии в 1960-х годах. Георг Базелиц (1938), один из ведущих представителей этого движения, учился живописи в Восточном Берлине, после чего переехал в 1957 году в Западный Берлин. Его картины отличаются жесткостью, мощью, вызывают ощущение беспокойства. Он тяготеет к человеческим фигурам, животным и элементам пейзажа и часто пишет их перевернутыми, чтобы освободить от изначального значения и навести на мысль об отчужденности.
Другие немецкие художники, такие как Ансельм Кифер (1945), более откровенно намекали на политические реалии Германии в период, предшествующий ее объединению. Родившийся в конце Второй мировой войны, Кифер создает огромные композиции, в которых неявно, символически обращается к прошлому своей страны, создавая полное ощущение реальности ландшафта благодаря выбору материалов, таких как солома, кровь и свинец.
«Твои пепельные волосы, Суламифь» (1970) - глубоко человечная и проникновенная работа, была навеяна поэмой «Фуга смерти», написанной поэтом Паулем Целаном в немецком концлагере. В этой поэме слова «твои пепельные волосы, Суламифь» обращены к сожженной в лагере смерти еврейской женщине и одновременно к возлюбленной из «Песни песней Соломона». Кифер видит ее дух в обугленных черных полях.
В Италии неоэкспрессионистский импульс прослеживался в беспокойной манере Сандро Киа (1946) и Франческо Клементе (1952). В ностальгических работах последнего присутствуют примитивные и романтические образы, почерпнутые из восточной философии и религии.
В Америке неоэкспрессионистское движение активно развивалось благодаря ажиотажу на художественном рынке. Например, монументальные, театральные работы Джулиана Шнабеля (1951), в которые были вмонтированы керамические осколки, покрытые густыми слоями краски, продавались за рекордные суммы.
До 1966 года американец Филипп Гастон (1913-1980), более серьезный художник старшего поколения, работал преимущественно в стиле абстрактного экспрессионизма. Он начал привносить фигуративные элементы в свои работы, идеи для которых заимствовал в андеграундных комиксах и массовой культуре. Для последующих работ Гастона характерен типично неоэкспрессионистский подход. В создаваемых им образах, напоминающих мультипликационные, присутствует ощущение недолговечности, отчужденности и черного юмора, что отражает его взгляд на современную городскую жизнь.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: