Найти в Дзене

Британский истребитель-бомбардировщик "Hawker Typhoon". Ураган превращается в тайфун.

Оглавление

Вторая мировая война диктовала новые способы применения авиации. Одной из главных задач стала поддержка пехоты. В Британии эти вопросы долгое время решал Hawker "Typhoon", прославленный потомок "Hurricane".

"Тайфун" над полем боя
"Тайфун" над полем боя

История появления

Кэмм создал "Харрикейн", который стал главной преградой на пути немецких армад в "Битве за Британию". Да, самолет был очень неоднозначный, но он был.

Чуть позднее появился "Спитфайр". А Кэмм был человеком прозорливым и понял, что век "Харрикейна" будет недолог. Поэтому уже перед войной начал переговоры с министерство авиации о том, что начнет разрабатывать новый самолет для замены "Урагана".

В Дирекции по техническому развитию к идее Кэмма отнеслись благосклонно. Но когда Кэмм и представители министерства авиации озвучили свои желания, начались яростные сражения из-за совершенно разных представлениях о будущем самолете.

Британский конструктор планировал массовый универсальный истребитель, а чиновники Министерства хотели самолет, который не будет соперничать со "Спитфаеров", а станет его дополнением.

Руководство британской авиации, хотели получить что-то типа истребителя-перехватчика, но ориентированного не на маневренный бой, а на сражения с бомбардировщиками и тяжелыми двухмоторными истребителями сопровождения. Получается - вместо маневренности главными преимуществами новой машины должны стать скорость, высота и огневая мощь.

"Битва за Британию" подтвердила эту точку зрения: радиуса действия у маневренных Bf.109 не хватало, вся тяжесть защиты немецких бомбардировщиков легла на крылья и пулеметы Bf.110, которые были именно такими, двухмоторными и тяжелыми, совершенно не подходили для "собачьей свалки" маневренного воздушного боя.

Новый британский самолет должен получить вооружение отличное от "Харрикейна". Кэмм планировал установить внушительную батарею из 12 пулеметов калибра 7,69-мм. Но уже тогда в министерстве авиации Великобритании понимали, что будущее за бронированными бомбардировщиками и пулеметы 7,69-мм будут откровенно слабы. Уже в 1938 году представители министерства авиации настояли на том, чтобы вооружение нового самолета необходимо пересмотреть. Пушки могли оказаться более эффективны против бомбардировщиков. Именно тот случай, когда министерские чиновники оказались правы.

Споры заняли целый год, в итоге победило Министерство: самолету суждено было стать истребителем-перехватчиком с очень мощным пушечным вооружением.

После согласования технического задания начались муки с двигателями. Кэмм и Министерство сошлись, что самолет должен получить самый сильный двигатель, мощностью около 2 000 л.с. И еще был очень велик соблазн попробовать что-то совсем новаторское и экспериментальное.

Один из вариантов - "Сейбр" от фирмы "Нэпир". Очень интересный мотор, Н-образный, 24-цилиндровый, водяного охлаждения. Двигатель обещал очень высокие характеристики, несмотря большое количество нововведений. Одно из самых ярких - бесклапанное гильзовое газораспределение.

Napier Sabre - британский поршневой авиационный двигатель H-24 с жидкостным охлаждением
Napier Sabre - британский поршневой авиационный двигатель H-24 с жидкостным охлаждением

Второй - "Валчер" от "Роллс-Ройса". Тоже весьма оригинальная конструкция, Х-образная, которая получилась путем "посадки" на один вал двух V-образных моторов "Перегрин", его давно освоило производство. Использование этого двигателя могло дать как минимум надежность.

Оба мотора еще находились в стадии доработки, то есть, были весьма "сырыми", хотя выглядели и многообещающими.

До 15 января 1938 года работы над новым самолетом шли в спокойном режиме, если можно так сказать. Гром грянул, когда десять авиастроительных фирм получили предложение поучаствовать в конкурсе на создание самолета-перехватчика по заданию Р. 18/ 37 с четко определенными характеристиками. Приложение "В", формулировавшее основные требования к конструкции, четко определяло вооружение: четыре пушки калибра 20 мм, но оставляло свободу в выборе типа двигателя. Последнее учитывало то, что рекомендуемые моторы были еще очень "сырыми" и могли создать неприятности в будущем. О маневренности в первоочередных требованиях ничего сказано не было.

В "Хоукере" начался ад. Уже 22 апреля министерству они предложили целых ДВА проекта истребителя-перехватчика. Первый обозначили "Type R" и оснастили двигателем Роллс-Ройс «Валчер», второй назвали "Type N" и его сердцем был Нэпир "Сейбр".

Hawker Tornado первый прототип
Hawker Tornado первый прототип

Проекты заинтересовали военных, "Хоукеру" заказали по два прототипа для проведения испытаний. Самолет с "Валчером" назвали "Торнадо", с "Сейбром" - "Тайфун".

прототип Hawker Typhoon
прототип Hawker Typhoon

Оба самолеты вышли похожими, отличала их носовая часть: у "Тайфуна" была характерная "борода" от водяного радиатора, который расположили под мотором, а у "Торнадо" радиатор разместили по образу и подобию "Харрикейна", в бронированной ванне под центропланом. Еще иначе вывели выхлопные патрубки: для "Сейбра" в один ряд, для "Валчера" в два.

Самолеты сохранили пространственную раму из стальных труб, она была очень похожа на
"Харрикейн", но заметно больше. Еще одним шагом вперед стало изменение материала конструкции. Монокок полностью изготовили из металла, дюралевая обшивка двухлонжеронных крыльев принимала на себя часть нагрузок. Аналогично поступили с оперением и на "Торнадо". В итоге самолеты стали еще более похожи друг на друга.

У министерства авиации был интересный и амбициозный план по строительству самолетов. Планировали к сентябрю 1941 года построить около 1 000 самолетов в такой пропорции: 500 штук "Торнадо", просто "Валчер" казался более надежным, 250 "Тайфунов", и 250 бортов той модели, которая окажется лучше в эксплуатации. Оба самолета рассчитывали собирать параллельно.

Однако в мае 1940 года министерство авиации Великобритании голосом министра лорда Бивербрука объявило о принятии "программы пяти". То есть, все усилия промышленности сосредотачиваются на производстве истребителей
"Харрикейн" и "Спитфайр", бомбардировщиков "Веллингтон", "Уитли" и "Бленхейм". Производство "Тайфуна" и "Торнадо" отложили на долго, практически до окончания "Битвы за Британию".

5 мая 1940 года поднялся в небо второй "Тайфун", а 5 декабря - второй опытный "Торнадо". Оба самолета вооружили пушками в крыльях. Первые опытные экземпляры были с пулеметами. Началась программа практических испытаний.

После них "Торнадо" сошел с дистанции. Его подвел мотор. "Валчер" так и не стал двигателем, который можно назвать "надежным". Даже замена "Валчер II" на более сильные "Валчер V" не принесла плодов. "Роллс-Ройс" была очень сильно занятая модернизациями "Мерлина" и разочаровалась в "Валчере", работы по его отладке прекратили. Вместе с ним завершили работы над проектом бомбардировщик "Манчестер", его сменил
"Ланкастер" с четырьмя "Мерлинами".

Потому "Торнадо" так и не продвинулся дальше прототипов. Кроме них изготовили только один серийный самолет, который использовали для стендовых испытаниях. Но наработки по "Торнадо", в том числе и эксперименты с разными двигателями (Райт Р-2800, Бристоль "Центавр" и Фэйри "Монарх") пригодились при работах по "Темпесту".

"Тайфун" тоже отложили, как оказалось не на долго. Заказ на перехватчик могли аннулировать, но не было бы счастья, да несчастье помогло. В конце лета 1941 года на Западном фронте дебютировал
"Фокке-Вульф" FW.190A, который значительно осложнил жизнь пилотам "Спитфайров". Как тяжело пришлось "Харрикейнам" даже говорить не стоит.

С
"Фокке-Вульфом" надо было что-то делать и немедленно. Пришлось достать проект "Тайфуна" из ящика. Весной 1941 года запустили серийное производство, уже 27 мая в небо поднялся первый серийный истребитель. Правда, самолет вооружили 12 пулеметами. Разработать такую схему было очень предусмотрительно со стороны Кэмма потому что поставить на самолеты пушками оказалось не возможно. Не хватало ленточных механизмов подачи снарядов, которые выпускались во Франции, в Шательро, по лицензии. Организация производства всех комплектующих для пушек "Испано" заняло много времени и усилий.

Вооружение не единственное отличие первых серийных "Тайфунов", еще они получили непрозрачный гаргрот за кабиной летчика и двигатели "Сейбр I".

один из первых серийных Hawker Typhoon
один из первых серийных Hawker Typhoon

Но двигателя "не хватало". Да, он был надежнее, чем "Валчер", но с "Сейбром" истребитель разгонялся только до 620 км/ч, а расчеты обещали 750 км/ч. В министерстве оптимизм конструкторов на разделяли и ждали скорости хотя бы 645 км/ч. К самому концу серии, после целого ряд доработок, скорость выросла до 663 км/ч. Скороподъемности тоже не хватало.

Мотор большой проблемой для "Тайфуна". Ресурс "Сейбра" не превышал 25 часов. Конечно, это больше, чем на первых испытаниях, когда он работал не меньше 10 часов, но все равно, слишком мало. Часто двигатели выходили из строя, не отработав даже положенные 25 часов. В полете "Сейбр" перегревался и заклинивало при наборе высоты. Еще он мог воспламениться на взлете. А если учесть, что рядом с креслом пилота шли топливные магистрали, то обнаружив, что в кабине пахнет дымом, летчики еще на старте выскакивали из кабин. Порой это было совсем не лишним.

Еще одной головной болью в прямом смысле стали выхлопные газы, которые попадали к летчику через перегородку между двигателем и кабиной. Пилот мог запросто задохнуться. Еще газы пропускал коллектор, который отводил их для обогрева пулеметов.

Конечно провели работы, коллектор и переборку загерметизировали, выхлопные патрубки удлинили, но проблему это решило только частично. Британским летчикам пришлось привыкнуть, что кислородную маску надо надевать перед запуском двигателя.

Еще отдельно проблемой стал флаттер, который появлялся на относительно небольших скоростях.

Но в воздухе Второй Мировой "Тайфун" был нужен, потому наскоро устранив основные недостатки, британцы запустили самолет в серию и начали поставлять его в строевые части.

-6

Из-за спешки при разработке, новую машину не очень хорошо встретили в войсках. Летчики травились угарными газами, горели, самолеты очень часто попадали в разные происшествия. На первые 142 "Тайфуна" в строевых частях пришлось 135 аварий. Получается почти с каждым что-то случилось

Конечно, фирма-изготовитель не могла спокойно на это все смотреть. "Хоукер" отправила в строевые эскадрильи своих летчиков-испытателей для инструкторской работы. Производители "Тайфунов" отправляли свои заводские бригады для более тесного сотрудничества с ВВС на аэродромы.

-7

Но "Тайфуны" отправили служить на юг Британии, чтобы противостоять налетам немецкой авиации. В том числе и "Фокке-Вульфам".

Отдельно стоит сказать пару слов о вооружении. Разместить в крыле 6 пулеметов – это не шутка, особенно если вспомнить, что "Браунинг" 12,7-мм весил 30 кг, а "Браунинг" калибра 7,69-мм "какие-то" 10 кг. Да, по массе более менее сопоставимо, но пулеметы 7,69-мм пришлось распределить по всему крылу. И еще вес боекомплекта.

Крылу пришлось нелегко. Точнее, конструкторам, которые над ним работали. Чтобы разместить такую батарею, в крыле пришлось усиливать средний лонжерон, на которой пришлась основная нагрузка от лафетов. Для пулеметов их сделали литыми и расположили в отсеке вооружения посередине, а ящики с патронами разместили справа и слева по три штуки.

Для доступа к задним креплениям пулеметов в крыльях сделали специальные люки. Их использовали для наводки каждого ствола в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Напомню, что "Тайфун" планировался на роль высотного перехватчика. На нем была смонтирована система обогрева пулеметов. От радиатора брался поток теплого воздуха и по патрубкам, проложенным за задним лонжероном, подавался в отсек с пулеметами.

Патронные ящики устанавливались по обе стороны от лафета по три штуки. Два ящика впереди, один сзади. Такую хитрую схему диктовал профиль крыла. Передние ящики были по 460 патронов, в задний влезало 500 штук.

С пушками ситуация была очень похожа, только они лежали в индивидуальных лафетах.

"Тайфун" в пушечном исполнении, но еще "автомобильной дверью" кабины пилота
"Тайфун" в пушечном исполнении, но еще "автомобильной дверью" кабины пилота

Ящики с боекомплектом установили с внешней стороны пушек. Ёмкость ящиков была почти одинаковой: у пушки, которая была ближе к корню крыла - 145 снарядов, у пушки с внешней стороны – 143.

оружейники снаряжают ленту для "Тайфуна"
оружейники снаряжают ленту для "Тайфуна"

Стреляные гильзы и соединительные звенья выбрасывались через лючки в нижней поверхности крыла. Пилот управлял стрельбой электрической кнопкой на верхней части ручки управления.

кабина пилота "Hawker Typhoon"
кабина пилота "Hawker Typhoon"

Для объективного контроля "Тайфун" оснастили фотопулеметом. Его место было внутри тоннеля радиатора с правой стороны. Фотопулемет включался автоматически после открытия огня, можно было включить его и отдельно.

чистка пушки Hawker "Typhoon"
чистка пушки Hawker "Typhoon"

"Тайфун" со временем стали использовать как самолет поля боя. Важным оружием для него были бомбы, которые крепили под крылом самолета с помощью балок, которые в свою очередь цепляли на крюки для подвесных баков. "Тайфун" мог взять две бомбы по 250 фунтов (113 кг) или две по 500 фунтов (227 кг).

В качестве эксперимента подвешивали даже бомбы весом 1000 фунтов (454 кг), такой опыт широко не применяли.

смешанное вооружение из 2х бомб и 4х ракает
смешанное вооружение из 2х бомб и 4х ракает

Широко на "Тайфунах" использовали ракеты. Станки для их пуска устанавливали на те же места, что и бомбодержатели.

Плюсом стандартному для того времени радиооборудованию на "Тайфуне" была отдельная радиостанция R3003 для "слепой" посадки.
ЛТХ «Typhoon» Mk.IB

-13

Размах крыла, м: 12,67
Длина, м: 9,65
Высота, м: 4,50
Площадь крыла, м2: 25,92

Масса, кг
- пустого самолета: 3 942
- нормальная взлетная: 5 340
- максимальная взлетная: 5 854

Двигатель: 1 х Napier «Sabre» IIB х 2200 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 658
Крейсерская скорость, км/ч: 530
Практическая дальность, км: 1 460
Скороподъемность, м/мин: 831
Практический потолок, м: 10 300

Экипаж, чел: 1
Вооружение:
- четыре 20-мм крыльевых пушки
- 8 реактивных снарядов или 2 бомбы 227 кг или 2 бомбы 454 кг

Боевое применение

Выявив, но только частично исправив недостатки нового истребителя, англичане начали вооружать им первые строевые части. Это были 56-я, 266-я и 609-я эскадрильи.

схема окраски "Тайфунов" различных подразделений
схема окраски "Тайфунов" различных подразделений

В части поступала смесь из самолетов модификации IA, IB и даже более поздние истребители с гаргротом, который заменили на еще одну секциею фонаря. Из-за войны приходилось спешить, испытания и освоение машины строевыми летчиками шло практически параллельно.

Поэтому в частях в полной мере хлебнули и аварий, и пожаров. Летчики угорали, выпрыгивали с парашютом из разваливающихся в воздухе самолетов. Фирма "Хоукер" направила в эскадрильи своих испытателей в качестве инструкторов, заводские бригады "Хоукер" и "Глостер" работали но авиабазах вместе со специалистами ВВС. Летчики с подозрением относились к тяжеловесному, малонадежному, хотя и быстроходному "Тайфуну".

один из "Тайфунов" после неудачной посадки
один из "Тайфунов" после неудачной посадки

По своим характеристикам он сильно отличался от "Спитфайров"и "Харрикейнов", на которых они летали раньше. Командир 609-й эскадрильи Р. Бьюмонт потребовал даже перевести ее на любую базу, где нет "Спитфайров". Получив такое разрешение, Он начал отрабатывать тактику, соответствовавшую возможностям "Тайфуна". Бьюмонт первым пришел к мысли, что "Тайфун", плохо подходит для роли перехватчика, но отлично подходит для ударов по наземным целям на передовой. Но война ждать не любит, и в ноябре 1941 г. крыло (полк) из двух эскадрилий под командованием Бьюмонта перевели на юг Англии. Оно разместилось на аэродромах Мэнсгон и Биггин-Хилл, чтобы противостоять налетам истребителей-бомбардировщиков FW190A с французского побережья.

Успехи "Тайфунов" в первое время можно было было бы назвать "скромными". Самолеты больше простаивали на земле, чем летали. Чаще всего британцы их отправляли для патрулирования мелкими группами на малой высоте (менее 100 м). Такой выбор связан с тем, что "фокке-вульфы", прятались от береговых радаров и шли к целям у самой воды. На высотах до 3000 м, "Тайфун" превосходил FWI90A в скорости. Но после 6000 м, все его преимущества исчезали. К марту 1942 г стало окончательно понятно, что перехватчик из "Тайфуна" никудышный, а "Спитфайр" IX может делать все тоже самое, только гораздо лучше.

Еще до начала настоящих боев, эскадрильи с новыми истребителями уже понесли серьезные потери. Много самолетов списали после аварий, парочку сбили свои же зенитчики и истребители.

Авиа поддержка рейда британских десантников на Дьепп в августе 1942 г стала первой крупной операцией для новых машин "Hawker". "Тайфуны" привлекли для патрулирования над районом высадки. К этому времени в распоряжении командования ВВС уже были аж 6 эскадрилий машин. 11-я авиагруппа еще ни одного противника не сбила, но потеряла два своих самолета - один уничтожили "фокке-вульфы", а другой канадские "Спитфайры".

В это время английская авиация переходила от обороны к наступлению в небе Западной Европой. В ходе операция "Рубарбс" англичане планировали дневные и ночные атаки мелких групп истребителей на транспортные коммуникации немцев. Обладая мощным вооружением "Тайфун" должен был заменить "Харрикейны", которые привлекали для таких задач раньше. Для этого 609-ю эскадрилью выделили из состава ПВО и подключили к налетам на Северную Францию.

17 ноября 1942 г. пара "Тайфунов" впервые вылетела на охоту за поездами в районе Соммы. На следующую ночь Бьюмонт совершил подобный рейд в одиночку.

Эксперимент прошел успешно, и постепенно, эскадрилья за эскадрильей, "Тайфуны" переходили на удары по наземным целям. Четыре скорострельных пушки решетили паровозные котлы, превращали в щепки грузовики, топили речные баржи. К апрелю 1943 г. одна только 609-я эскадрилья уничтожила более 100 паровозов на территории Франции и Бельгии.

атака "Тайфуна" по наземной цели
атака "Тайфуна" по наземной цели

Еще с начала 1942 г. фирма "Хоукер" приступила к работам по оснащению "Тайфуна" наружными подвесками. Начали со сбрасываемых баков, увеличивших радиус действия. Затем опробовали подвеску двух бомб по 227 кг, затем более тяжелых - американских по 454 кг. Потом последовали кассеты для мелких бомб, два разных типа дымовых контейнеров, авиационные мины. Для испытания всего этого ассортимента в Боскомб-Дауне собрали 23 "Тайфуна" ранний серий, взятых из строевых частей. Сидней Кэмм предложил министерству авиации вариант крыла с шестью 20-мм пушками, но от него отказались, опасаясь чрезмерного роста веса и соответствующего ухудшения летных данных.

британские летчики рядом с "Тайфуном", который уже оснастили ракетами
британские летчики рядом с "Тайфуном", который уже оснастили ракетами

Важным шагом для повышения огневой мощи "Тайфуна" стало оснащение его ракетным оружием. К концу 1942 г. трехдюймовые ракеты выпускали в больших количествах и подвешивали на "Москито", "Бофайтерах", "Харрикейнах" и "Свордфишах". Они были просты, очень дешевы, достаточно надежны, но не отличались высокой точностью. "Тайфун" оснастили восемью направляющими (по четыре под каждым крылом). Работы велись одновременно в Боскомб-Дауне, Даксфорде и Фарнборо. В испытаниях участвовали 12 самолетов. Стрельбы вели на полигоне Пендайн-Сэндз и на о. Шиппи. В одном из случаев две ракеты срикошетили от бетонного блока мишени и прошили крыло шедшего впереди истребителя. К счастью, пилот остался жив, так как снаряды были без боеголовок.

Бомбовое и ракетное вооружение впервые применили в боях летчики 121-го крыла. В течение 1943 года эскадрильи одна за другой проходили через ремонтные базы, получая бомбодержатели и направляющие для ракет. Летчиков тренировали в обращении с новым оружием. К концу 1943 г. на многих базах технологический процесс "Бристоль".

строй "Тайфунов"
строй "Тайфунов"

Летом 1944 г. для обеспечения высадки союзников в Нормандии привлекли 22 эскадрильи "Тайфунов". За несколько дней до десанта "Тайфуны" расстреляли немецкие радиолокационные станции на побережье, "ослепив" противника. После вторжения функции "Тайфунов" разделились. Часть из них по системе "Кэб рэнк" обеспечивала непосредственную поддержку наступающих войск. Обычно истребители патрулировали вблизи поля боя на высоте около 3000 м. По командам авианаводчика на передовой они атаковали бронетехнику, позиции артиллерии, доты и дзоты. Попасть ракетой по танку или доту было практически невозможно, но это давало сильный морально-деморализующий эффект. "Тайфун" оказался очень живуч, и выдерживал многочисленные боевые повреждения, хотя и не обладал особенно мощной бронезащитой.

Другая часть эскадрилий, вооруженных "Тайфунами", занималась привычной охотой на транспортные средства немцев, парализуя перевозки в прифронтовой зоне. Самолеты гонялись за каждой автомашиной, не жалея снарядов. Пары и одиночные истребители патрулировали железные и шоссейные дороги, обстреливая все, что движется. Особенно важной, хотя и нелегкой целью, были мотоциклисты: в условиях глушения радио и разрушения системы проводной связи авиацией, диверсантами и партизанами, посыльные оставались единственным надежным способом передачи приказов.

"Тайфуны" после удачной атаки поезда
"Тайфуны" после удачной атаки поезда

С июня 1944 г. "Тайфуны" начали менять на более новые машины. Но они до конца боев в Европе оставался основным самолетом непосредственной поддержки британских войск. Большую роль сыграли эти машины в боях у Фалезского "мешка". Десять эскадрилий штурмовали колонны немцев, пытавшихся вырваться из окружения. За "Тайфунами" числятся и другие заслуги. 24 октября 1944 г. они разрушили здание штаба 15-й армии немцев в Дордрехте. Под руинами погибли два генерала и свыше 70 офицеров.

Иногда "Тайфунам" порядочно доставалось. 1 января 1945 г. Люфтваффе сделало противнику "новогодний подарок" - под массированный удар попали все прифронтовые аэродромы. За один день англичане потеряли примерно 160 "Тайфунов", из них 141 - на аэродроме в Эйндховене. Там немцы накрыли все крыло истребителей в момент взлета. К счастью, к этому моменту у королевских ВВС накопились такие резервы, что все потери получилось возместить всего за два дня. На третий день эскадрильи опять были готовы к бою.

Под самый занавес войны, 3 мая 1945 г. "Тайфуны"ракетами смогли потопить два крупных немецких судна, "Кап Аркона" и "Дойчланд". К несчастью, их трюмы были заполнены узниками концлагерей, и корабли охранения не спасали, а расстреливали тонущих.

В конце войны выпустили серию ближних разведчиков "Тайфун" РВ1 В. Это была переделка истребителей поздних серий, с которых снимали две пушки, а в правом крыле монтировали перспективную фотокамеру. Таких машин сделали около 60. Они успели повоевали в Европе; по нескольку штук их придавали истребительным эскадрильям. Существовала и опытная модификация с четырьмя пушками и двумя плановыми аппаратами в хвостовой части фюзеляжа. В единственном экземпляре изготовили ночной истребитель NF IB с радиолокатором AI MK.IV. Испытания зимой 1942-1943 гг. показали, что на "Тайфуне" нелегко летать ночью, а если пилот занят еще и работой с радаром, то задача становится почти не выполнимой.

Последний из 3317 "Тайфунов" ВВС получили в ноябре 1945 г. В войне их применяли только английские (или из стран Содружества) летчики. На экспорт ушел всего один самолет - в СССР. Это была потрепанная машина, служившая ранее в 263-й эскадрилье и прошедшая капитальный ремонт. Ее сдали советским представителям в Тегеране 20 июля 1945 г. Впоследствии ее изучали в ЛИИ, ЦАГИ и НИИ ВВС. Наших специалистов, в основном, интересовал двигатель и отдельные конструктивные решения узлов и агрегатов.

Заключение

"Тайфун" до конца войны был основным самолетом непосредственной поддержки британских войск. Одноместный штурмовик заслужил уважение британского солдата, так как был всегда готов нанести удар по противнику.

В июне 1944 года "Тайфуны" уступать место более новыми истребителями-штурмовиками "Темпест".

В целом, самолет был весьма своеобразным. И мог вообще не войти в историю, как собрат - "Торнадо". Но война распорядилась иначе. "Тайфуну" нашлось применение в качестве самолета поддержки и штурмовика. Это лучше, чем что бы то ни было. Можно сказать, что у Кэмма получился "Фокке-Вульф". Немецкий самолет тоже создавали как истребитель, а в ходе войны стал почти бомбардировщиком и штурмовиком. До Ил-2, конечно, явно не дотягивает, но с задачами справлялся.

-20

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!