Найти тему

Как научить кого угодно. Три базовых принципа.

Оглавление

1. У ребенка нет ограничений в обучении

Знакомьтесь, Кристина Сентхаус. В восемь лет ей удалили левую долю мозга из-за редкого заболевания: энцефалит Расмуссена. Несмотря на наличие только одного полушария она окончила школу, колледж, написала магистерскую работу и работает специалистом по речевым патологиям.

В 2019 году в подмосковную больницу обратился мужчина 60+ лет. Томография показала, что у него отсутствует одно полушарие. О чем сам мужчина не догадывался. Он окончил школу, институт и работал инженером на заводе.

Таких случаев тысячи. Если люди с половиной мозга справляются с обучением, любой здоровый ребенок справится.

2. Научение это ответ эволюции на непредсказуемые условия окружающей среды

Выживают те, кто лучше приспосабливается. Научение позволят подстраиваться быстрее, чем естественный отбор. Таким образом умение учиться это вопрос выживания. А значит и мотивация найдётся.

3. Мышление это моделирование реальности

Всё с чем мы имеем дело — модель, созданная мозгом. С ее помощью он предсказывает будущее и идёт к цели. Модель пересобирается, когда предсказание не сбывается. То есть возникает сигнал ошибки.

Это три кита любого обучения. Люди предрасположены к обучению, хотят этого и учатся на обратной связи от реальности. Подробнее об этом расскажу на вебинаре.

Эти принципы, как схема применимы к любой ситуации.

- Здравствуйте. Моя дочь очень слаба в математике. Огэ не сдала, в сентябре пересдача. Нужно подготовить. А дальше базовая математика. Возьметесь?
-Да.

Первые занятия показывают, что девочка воспринимает математику, как сакральное знание доступное только богам. Неудачное взаимодействие с учителями вселило в неё убеждение, что она никогда не освоит этот предмет. Как следствие страх перед любой задачей, каждая ошибка воспринимается как конец света, каждый правильный ответ объясняется везением. Это ее модель реальности.

Два года тяжёлой работы, чтобы поколебать эти убеждения. В итоге пятерка на егэ. Научить ребенка решать задачи несложно. Самое сложное заставить его пересобрать модель реальности, в которой есть математики и нематематики. Вместо слова "математика" можете подставить любой предмет.

Судя по тому, что мне пишут в комментариях эти заблуждения укоренились очень глубоко. И самое странное, что их отстаивают люди, которые каждый день видят, как дети учатся и меняются. Это же буквально происходит у нас на глазах. Каждый день ученики осваивают новые знания, новые навыки. Да, кто-то делает это медленней, кому-то нужен другой подход. Но это происходит постоянно. Как в такой ситуации можно верить в границы человека в обучении, я не понимаю. Это лишает смысла всю нашу работу.

Изображение от freepik
Изображение от freepik