«Мне так плохо… Как же с этим справиться, что делать?». У каждого из нас в жизни случаются сложные жизненные ситуации, в которых мы проходим через сильные негативные эмоции и чувства. Эти переживания пугают, угнетают, провоцируют душевную боль и кажутся «неподъемными». Но именно такая нерациональная оценка проблемы не позволяет с ней справиться, толкает на опрометчивые решения и действия. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров рассказывает о классификации психологически тяжелых состояний, показывает их принципиальные различия — и объясняет, что нам требуется для восстановления в каждом отдельном случае.
Что такое кризис?
Болезненные для нашего ментального здоровья ситуации и переживания классифицируют в зависимости от того, как они влияют на состояние нашей личности. Именно в этом — принципиальное различие кризиса и травмы.
Начнем с психологического кризиса. Это жизненная ситуация, в которой повреждается или разрушается наша рутина — размеренный ход жизни. А привычные для нас стратегии мышления, поведения и реагирования вдруг перестают работать эффективно — и их приходится пересматривать.
Кризис может быть индивидуальным, внутренним. Например, возрастные и экзистенциальные кризисы. Это вполне нормальные и здоровые этапы нашего развития как личности: мы ощущаем, что внутри происходят какие-то важные изменения. Например, прежние смыслы, планы, цели, желания и потребности теряют актуальность, и мы ищем новые.
А чего я на самом деле сейчас хочу? В какую сторону мне развиваться?
Какова моя цель в жизни? Каким человеком я хочу быть?
Мне словно тесно внутри привычного порядка вещей, нужно что-то менять…
Но кризисы могут быть вызваны и внешними факторами. Прежде всего, это кризисы в отношениях. Наши отношения с близкими людьми — это не что-то стабильное и незыблемое. Это своего рода живой организм, который тоже развивается и проходит важные этапы становления. Например, мы начинаем жить вместе с любимым человеком, или разъезжаемся и переходим на дистанционный формат общения, или заводим ребенка, или обнаруживаем острые несогласия по крайне важным для нас вопросам, или сталкиваемся с уходом повзрослевших детей из дома. Во всех этих ситуациях привычный уклад жизни меняется, и нам нужно адаптироваться, перестраивать свое отношение и поведение.
Но главное — во всех этих случаях наша собственная личность не разрушается, не повреждается. Она лишь изменяется, эволюционирует.
Поэтому чаще всего мы проходим через эти эволюционные этапы самостоятельно. Но для ускорения адаптации можно обратиться к психологу: он поможет посмотреть на сложную ситуацию со стороны, определить ключевые изменения, выявить новые потребности, цели и ценности. И понять, что делать — в какую сторону нам стоит двигаться, с чего начать выстраивать новую, обновленную рутину жизни.
Кажется, я устал от своей работы, она меня больше не интересует, я регулярно выгораю. Возможно, мне стоит задуматься о переходе на новый карьерный уровень, или вовсе сменить сферу деятельности.
Нам стало так тяжело вместе… Возможно, мы уже не подходим друг другу. Но, возможно, это повод для обновления и оживления отношений — мы можем попробовать нечто новое для себя, открыть новые форматы взаимодействия.
В предыдущих материалах мы подробнее писали о возрастных и семейных кризисах, а также о синдроме пустого гнезда при уходе повзрослевших детей.
Что такое травма?
Кризис и травму часто путают, ведь ощущения могут быть схожи.
Но, в отличие от кризиса, психологическая травма — это некое событие или ситуация, которые повреждают саму нашу личность: разрушают внутренние опоры, деформируют представления о себе и окружающем мире. Психологическая травма также заставляет нас формировать новые, деструктивные способы мышления, поведения и реагирования. Эти новые механизмы становятся болезненной «заплаткой», которая помогает уменьшить душевную боль, но вместе с тем ограничивает, мешает жить полноценной жизнью.
Например, травма насилия (психологического, физического, сексуального, финансового) — это одно из наиболее разрушительных воздействий на личность. После ситуации (или периода) насилия мы ощущаем беспомощность, теряем чувство контроля над собственной жизнью. Мир становится небезопасным местом — и мы не уверены, что можем себя защитить. На этом фоне у нас может сформироваться избегающая модель поведения: мы будем отказываться от отношений или от общения с определенными людьми, бояться каких-то определенных жизненных ситуаций (например, выступления на публике).
Травмой могут стать и более глобальные события, в которых нам сложно обвинить конкретных людей. Например, это природные катастрофы, несчастные случаи, масштабные боевые действия, вынужденная эмиграция. Такие ситуации по ощущениям близки к кризису — наша привычная рутина меняется. Но отличие в том, что изменения в жизни произошли не здоровым эволюционным путем, а насильственно — мы этого не хотели, мы не были к этому внутренне готовы, но все же были вынуждены изменить условия своей жизни. Мы теряем ощущение базовой безопасности, нам нужно заново создавать внутренние опоры.
К этой разновидности можно отнести и социальные (коллективные) травмы — они распространяются на целые социальные группы: например, по профессии, возрастной категории, городу или стране. В этом случае огромное количество людей не имеют прямой связи друг с другом, но при этом страдают от одинаковой травмы на фоне общих внешних факторов.
Но наиболее опасны и разрушительны для нашей психики детские травмы. Травма во взрослом возрасте повреждает какую-то часть нашей личности, внутреннюю опору (например, уверенность в себе) — но у нас все же был этот опыт, мы помним, какой была эта опора, и можем ее восстановить.
А в детстве наши внутренние опоры еще не сформированы, и травма может помешать развитию этого внутреннего фундамента. И в этом случае нашей личности сложнее восстановиться — вместо воссоздания опоры приходится строить ее с нуля.
При этом детские травмы — это не только про действие (например, крики, оскорбления, травля, жестокое обращение и т. д.), но и про бездействие.
Полноценно развиться детской психике помогает фундамент, полученный от родителей: безусловная любовь и принятие, ощущение базовой безопасности и комфорта, внимательность к потребностям, желаниям, эмоциям и переживаниям ребенка. И если родители отказывают ребенку в этих составляющих, они тем самым провоцируют травму.
Меня никогда не ругали, не наказывали, не били… Мама просто не обращала на меня внимания, была холодной и вечно занятой. Но я почему-то я чувствую, что мое детство было несчастным, ощущаю пустоту внутри, страдаю от неуверенности в себе, постоянно пытаюсь угодить другим людям, жертвуя собственными потребностями и желаниями…
И если с психологическими кризисами люди зачастую справляются сами, то с травмой ситуация гораздо более сложная. На фоне травмирующего опыта повреждены или вовсе отсутствуют внутренние опоры личности. И точно так же, как человек не может сам себе провести операцию на сердце, он зачастую не может сам восстановить разрушенные основы своей личности. Ему нужна помощь со стороны, полноценное лечение «душевной раны».
Именно поэтому наиболее эффективный способ борьбы с травмами — это работа с психотерапевтом. Психотерапия помогает выявить ключевые причины травмы, понять, какие именно опоры повреждены и какие деструктивные привычки мышления\поведения вызывают болезненные переживания. А главное — на психотерапии человек учиться новым моделям мышления и поведения, которые помогают восстановить или заново построить нужные части личности.
Что такое горе?
И, наконец, горе — наша психологическая реакция на утрату кого-то или чего-то важного (родственники, любимые люди, родной дом и т. д.).
Это может быть как смерть и разрушение, так и разрыв отношений, развод.
Само по себе горе — это не патология, а здоровая реакция. Человек постепенно адаптируется к потере, учится жить дальше.
Но горе может перерастать в травму. Так происходит, когда мы не можем полностью прожить и принять потерю, и вместо этого «застреваем» на этапе острого горевания. В этом случае возможны разные деструктивные стратегии поведения.
- Фиксация. Мы чрезмерно фиксируемся на своей потере: постоянно погружаемся в воспоминания, ностальгируем, «консервируем» дом, комнату или вещи ушедшего человека и используем их для постоянного освежения воспоминаний.
- Избегание. Мы ведем себя так, как будто потери не случилось. Например, постоянно говорим себе или даже окружающим, что умерший человек на самом деле жив, просто надолго уехал по делам.
Какими бы ни были деструктивные стратегии, травма горя и потери мешает нам адекватно оценивать свою реальность и принимать разумные решения, не позволяет адаптироваться к новым условиям жизни и может повреждать опоры нашей личности (например, самооценку или чувство безопасности). Поэтому при «застревании» в горе человеку нужна помощь психотерапевта.
А вы сталкивались с горем, кризисами или травмами? Поделитесь своим опытом в комментариях!
Друзья! Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка и помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого психическое расстройство — обращайтесь в наш центр.
Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере психотерапии:
- Консультации психологов, психотерапевтов и психиатров – в клинике и на дому;
- Психотерапия: индивидуальная, семейная, групповая;
- Медикаментозная терапия;
- Лечение и реабилитация нарушений психики в стационарных и амбулаторных условиях.
Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.
И будьте здоровы!