Военка. Российское и зарубежное военное обозрение. 22 августа 2024 г. - 29 июля 2024 года стало известно, что секретная программа Lockheed Martin, вероятно, связанная с гиперзвуковым самолетом SR-72, столкнулась с перерасходом бюджета в размере 45 миллионов долларов во втором квартале 2024 года. Это финансовое обновление было подробно описано в квартальном отчете Lockheed Martin, поданном в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) 23 июля 2024 года. Общие убытки, связанные с этой неназванной секретной программой, с 2022 года достигли приблизительно 335 миллионов долларов, что подчеркивает финансовые проблемы, возникшие в ходе разработки проекта.
Проблемы и инвестиции Lockheed Martin в программу SR-72
Эти перерасходы бюджета в сочетании с «предварительными расходами на закупки» предполагают, что Lockheed Martin делает существенные инвестиции в проект SR-72, потенциально продвигая его к эксплуатационному статусу. Однако компания признала неопределенности, связанные с такими программами, подчеркнув изменчивость оценок стоимости и времени, а также технические проблемы, которые могут возникнуть внутри компании и среди ее поставщиков. Эти факторы формируют финансовым рискам, с которыми Lockheed Martin справляется в этом сложном проекте.
В документе Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) отмечено, что секретная программа в сегменте аэронавтики компании Lockheed периодически сталкивается с проблемами производительности, в первую очередь из-за сложных проблем проектирования и системной интеграции, типичных для передовых аэрокосмических проектов. Эти проблемы аналогичны тем, которые возникли при разработке SR-71 Blackbird, что усиливает предположения о том, что этот проект может включать SR-72, гиперзвуковой самолет или аналогичное высокоскоростное транспортное средство.
Во втором квартале 2024 года Lockheed Martin сообщила о дополнительных убытках в размере 45 миллионов долларов, связанных с более высокими, чем ожидалось, расходами, необходимыми для поддержания целей программы. Компания продолжает отслеживать технические требования, оставшуюся работу, потенциальные изменения в объеме или графике, а также предполагаемые расходы на завершение программы. Дополнительные убытки могут быть зафиксированы в будущих периодах, если возникнут дополнительные проблемы с производительностью, увеличение объема или эскалация расходов. Lockheed Martin, по-видимому, ожидает, что Пентагон признает стратегическую важность этой платформы и может предоставить необходимое финансирование для компенсации этих убытков — стратегия, ранее наблюдавшаяся в подразделении компании Skunk Works, известном разработкой передовых самолетов в соответствии с прогнозируемыми военными потребностями, иногда до заключения официальных контрактов.
Уважаемые читатели, друзья, буду благодарен Вам за подписку на Военку, чтобы не пропустить новые публикации и поддержать автора. Спасибо каждому!
Дополнительные доказательства существования SR-72 и успехов программы
С 2021 года появились признаки того, что в подразделении Lockheed Skunk Works реализуется крупномасштабная производственная программа, потенциально связанная с SR-72. В августе 2021 года Lockheed открыла новый производственный объект в штаб-квартире Skunk Works в Палмдейле, Калифорния, известный как Building 648. Этот объект, где, как полагают, происходит большая часть разработки SR-72, был спроектирован для оптимизации производства самолетов с использованием передовых технологий, таких как искусственный интеллект и робототехника. На открытии объекта Lockheed отметила его способность печатать композитные авиационные конструкции на 3D-принтере и собирать их с использованием недетерминированных структурных методов — технологических достижений, которые не были доступны во время разработки SR-71 Blackbird.
В 2022 году Lockheed Martin сообщила об убытке до уплаты налогов в размере 225 млн долларов, связанном с секретной программой по аэронавтике. Позднее эта программа была связана с SR-72, что предполагает, что SR-72 может перейти от стадии разработки к мелкосерийному производству.
Дополнительные доказательства прогресса SR-72 появились 31 мая 2022 года, когда Safran Landing Systems Canada Inc. объявила о контракте с Lockheed на проектирование и квалификацию конструкции шасси для «будущего самолета», включая проектирование с чистого листа носовой и основной стоек шасси. Требование проектирования новых шасси обычно связано с производственными программами, а не с единичными демонстраторами, что позволяет предположить, что проект находится на продвинутой стадии и, возможно, близок к готовности к производству.
Более того, рабочая сила на заводе Lockheed в Палмдейле значительно увеличилась, и по состоянию на сентябрь 2023 года число сотрудников превысило 5000 человек, что более чем вдвое больше, чем в 2018 году. Джон Кларк, генеральный директор Skunk Works, подтвердил, что производство возобновилось, хотя он не уточнил, какой проект строится. Это увеличение рабочей силы и возобновление производственной деятельности могут указывать на то, что Lockheed находится на значительной стадии производства, возможно, для SR-72 или связанного с ним проекта.
Дополнительные указания на SR-72 появились в конце 2023 года, когда Ваго Мурадян, главный редактор Defense & Aerospace Report, упомянул о высокотехнологичном разведывательном самолете, разработанном Skunk Works. Этот самолет, предположительно SR-72, как сообщается, проходит переоценку для решения технических проблем, процесс, который соответствует бюджетным перерасходам, о которых сообщила Lockheed Martin.
Программа SR-72 в контексте возможностей США по нанесению ударов на большие расстояния
Истоки проекта SR-72, часто называемого «Сыном Blackbird», можно проследить до ноября 2013 года, когда старший редактор Aviation Week Гай Норрис сообщил, что Skunk Works разрабатывает гиперзвукового преемника SR-71 Blackbird, известного как SR-72, для удовлетворения потребности американских военных в быстрореагирующих разведывательных и ударных возможностях. После усиления геополитической напряженности, особенно после того, как Россия объявила и продемонстрировала свое новое гиперзвуковое оружие, подробности программы SR-72 стали более непрозрачными, что привело к предположениям о том, что проект вошел в засекреченную фазу.
Таким образом, SR-72, скорее всего, впишется в более широкие рамки семейства систем дальнего удара, которое было впервые описано в 2010 году и доработано генерал-майором Дэйвом Скоттом в 2021 году. Эта система будет включать B-21 Raider, новый бомбардировщик, разработанный в рамках программы дальнего ударного бомбардировщика (LRS-B), а также новую крылатую ракету, гиперзвуковую ракету (потенциально Mako, еще один проект Lockheed Martin) и другие системы, такие как системы проникающей резервной воздушной радиоэлектронной атаки (P-AEA) и проникающей разведывательной, наблюдательной и рекогносцировочной (P-ISR) систем.
Двигательные и летно-технические характеристики SR-72
Сообщается, что концепция SR-72 будет оснащена турбинной силовой установкой комбинированного цикла, включающей как турбовентиляторный, так и гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель. К 2017 году Норрис предположил, что технология достигла точки, когда летные испытания стали возможны, и что пилотируемый аппарат размером с F-22 готов к разработке. В отличие от своего предшественника, который был ограничен разведывательными миссиями, SR-72 предназначен как для разведки, наблюдения и разведки (ISR), так и для ударной платформы.
Согласно имеющейся информации, SR-72 будет оснащен инновационным турбинным двигателем комбинированного цикла (TBCC), который объединяет традиционный турбинный двигатель с гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем, что позволит ему переходить от дозвуковых к сверхзвуковым и гиперзвуковым скоростям, потенциально достигая числа Маха 6 или выше — в два раза больше скорости SR-71, скорость которого составляла 3,2 Маха.
К 2018 году компания Lockheed Martin, как сообщается, завершила испытания двигательной установки TBCC, и появились сообщения о том, что прототип, известный как Flight Research Vehicle (FRV) и связанный с SR-72, испытывается над Палмдейлом, Калифорния.
Проект SR-72 сталкивается со значительными техническими проблемами, особенно в области материаловедения, из-за экстремальных температур, с которыми самолет столкнется на гиперзвуковых скоростях. Lockheed Martin выразила уверенность в решении этих проблем, опираясь на свой опыт работы с Hypersonic Technology Vehicle 2 (HTV-2) DARPA, который предоставил соответствующие идеи, применимые к SR-72.
По мере усиления гонки гиперзвуковых вооружений, когда такие конкуренты, как стартап Hermeus из Атланты, также стремятся к аналогичным технологиям, становится все более вероятным, что Соединенные Штаты в ближайшем будущем получат гиперзвуковой самолет. Участие Lockheed Martin в разработке и производстве SR-72 может позиционировать компанию как значимого игрока в этой новой области. В случае ввода в эксплуатацию SR-72 может предоставить американским военным улучшенные возможности как в разведывательных, так и в ударных операциях по сравнению с SR-71, с ожидаемым вводом в эксплуатацию к 2030 году.
Уважаемые читатели, друзья, буду благодарен Вам за подписку на Военку, чтобы не пропустить новые публикации и поддержать автора. Спасибо каждому!