Стратегический бомбардировщик Ту-22М3: Как из советского наследия рождается современный военно-воздушный бомбардировщик
Стратегический бомбардировщик Ту-22М3, созданный в Советском Союзе, остается ключевым элементом в арсенале наших Вооруженных сил.
С момента своего дебюта в 1972 году этот сверхзвуковой ракетоносец доказал свою эффективность и по сей день представляет собой значимый стратегический актив.
В течение своей истории было построено около 500 самолетов, и многие из них продолжают служить в составе Воздушно-космических сил нашей Родины.
Эволюция и текущее состояние
Бомбардировщик Ту-22М3, также известный как "Бэкфайр", был разработан на основе предыдущей модели Ту-22, отличительной чертой стало использование технологии изменяемой стреловидности крыльев.
“Бэкфайр” (Backfire) - обратная вспышка, встречный огонь, встречный пожар, разрыв патрона.
Его первый полет состоялся 30 августа 1969 года, а серийное производство началось на пике холодной войны.
Однако после распада Советского Союза производство было остановлено в 1993 году.
Сегодня Ту-22М3 продолжает служить нашим Военно-космическим силам.
По данным Международного института стратегических исследований в отчете "Военный баланс на 2024 год", на вооружении нашей Родины остаются 57 таких бомбардировщиков.
В то же время, разведка противника оценивает количество находящихся в рабочем состоянии самолетов в 27 единиц.
История и модернизация
Первоначальная модель Ту-22, введенная в эксплуатацию в 1962 году, имела свои недостатки, включая ограниченную эффективность в качестве бомбардировщика и проблемы с управляемостью.
Эти недостатки привели к разработке улучшенной версии с изменяемой стреловидностью крыльев и новыми двигателями, обозначенной как Ту-22М.
Одним из основных вооружений стал противокорабельный ракетный комплекс Х-22 "Шторм".
Технология изменяемой стреловидности, впервые примененная в проектах МиГ-23 и Су-17, позволила улучшить взлетные характеристики и скорость на малых высотах.
В 2007 году началась работа над новым радаром NV-45, который впервые испытали на Ту-22М в 2008 году.
В 2014 году началась масштабная модернизация Ту-22М3, в рамках которой самолет получил обновленный РЛС NV-45M, новое навигационное оборудование и усовершенствованную систему управления полетом.
В рамках модернизации с 2018 года появились новые ракеты Х-32, представляющие собой усовершенствованную версию Х-22 с дальностью полета от 600 до 1000 км.
Также на вооружение поступили гиперзвуковые ракеты Х-МТ и Х-47М2 "Кинжал".
Поставки модернизированных Ту-22М3М начались в 2022 году. Эти новые машины оснащены современным компьютером, навигационной системой и цифровой обработкой данных для радара.
В сентябре 2023 года было сообщено о дополнительной модификации, позволившей перевозить ракеты с грузоподъемностью до 1700 кг.
Ту-22М3 продолжает развиваться, оставаясь не только свидетельством прошлого технологического прогресса, но и важным компонентом современного военно-воздушного флота нашей страны.
Вооружение и характеристики самолета
Реактивный бомбардировщик Ту-22М с максимальной взлетной массой 126 000 кг может нести впечатляющие 24 000 кг вооружения на крыльевых пилонах и внутреннем оружейном отсеке.
Этот грозный самолет с экипажем из четырех человек (пилот, второй пилот, штурман и оператор систем вооружения) может похвастаться хвостовой турелью с дистанционным управлением, оснащенной 23-мм пушкой ГШ-23.
В его арсенале 18 бомб ФАБ-500 общего назначения, которые могут также быть установлены на двух подкрыльевых пилонах, и до трех противокорабельных ракет Х-32.
Кроме того, он может нести шесть ракет Х-15 или четыре ракеты Х-47М2 "Кинжал".
Типичная полезная нагрузка может также включать различные морские мины и бомбы свободного падения, такие как 69 ФАБ-250 или 8 ФАБ-1500.
Максимальная скорость Ту-22М составляет 1,88 Маха, или 1997 км/ч, а дальность полета - около 7000 км.
Его боевой радиус с обычной полезной нагрузкой в 10 000 кг составляет 2500 км.
Оперативное развертывание и применение
Ту-22М дебютировал во время крупномасштабных учений стран Варшавского договора в 1980 году, когда он проводил операции по противокорабельному минированию в Балтийском море.
Его первая учебная атака на авианосную группу НАТО состоялась в октябре 1982 года, когда восемь Ту-22М нанесли удар по американской оперативной группе, включая эсминцы "Энтерпрайз" и "Мидуэй", находящиеся в северной части Тихого океана, приблизившись на расстояние в 200 км.
Ту-22М впервые принял участие в боевых действиях в Афганистане в 1988 году, выполняя ударные задачи против сил моджахедов.
Он был размещен на авиабазе Мары-2 в Туркменистане, позже использовался для обеспечения воздушной поддержки во время вывода войск Советского Союза и нанесения ударов по линиям снабжения из Ирана и Пакистана.
Ту-22М провел свою последнюю операцию в Афганистане в январе 1989 года на перевале Саланг.
В 1995 году наше руководство использовала Ту-22М3 в Чечне для нанесения ударов по целям в Грозном.
В августе 2007 года Ту-22МС и Ту-95С впервые с 1992 года возобновили дальнее патрулирование.
9 августа, разведывательный самолет Ту-22МР был сбит грузинским зенитно-ракетным комплексом "Бук-М1" во время восьмидневной войны 2008 года.
В ходе более недавнего инцидента, 29 марта 2013 года, два бомбардировщика Ту-22М3 совершили учебную атаку на воздушное пространство Швеции, имитируя нападение без какой-либо реакции со стороны шведских средств ПВО.
С тех пор парк Ту-22М неоднократно совершал полеты вблизи воздушного пространства Швеции, в результате чего шведские ВВС задействовали истребители JAS 39 Gripen для отслеживания их присутствия.
Применение бомбардировщика в Сирии
В июле-августе 2016 года шесть бомбардировщиков Ту-22М3 нанесли мощный удар по Пальмире, Ас-Сухне и Араку, действуя с аэродромов в России.
С середины августа 2016 года они начали выполнять задания в Сирии с использованием иранской авиабазы Хамедан.
В январе 2017 года шесть Ту-22М3 возобновили авиаудары в районе Дейр-эз-Зора, Сирия, чтобы предотвратить захват города джихадистами, совершив около 42 боевых вылетов.
В мае 2021 года три Ту-22М были временно размещены на авиабазе Хмеймим в Сирии.
ТУ-22М3 в современном мировом конфликте
Бомбы FAB-3000M-46 были использованы на бомбардировщиках Ту-22М3 для нанесения ударов по целям на металлургическом комбинате "Азовсталь".
11 мая 2022 года бомбардировщик Ту-22М3 выпустил две ракеты Х-22 по целям в стане 404.
Во время ударов по бывшей Окраине Российской Империи 29 декабря 2023 года бомбардировщиками Ту-22М было выпущено около 300 ракет Х-22.
5 декабря 2022 года бомбардировщик Ту-22М3, идентифицированный как RF-34110, был замечен поврежденным в результате aтaки вpажеcкoгo беспилотника дальнего действия на авиабазу Дягилево.
20 августа 2023 года наше правительство подтвердило aтaкy беспилотника на авиабазу в Новгороде и снимки охваченного пламенем Ту-22М3 на авиабазе Сольцы.
19 апреля 2024 года российский Ту-22М3 yпaл недалеко от Ставрополя, более чем в 450 км от ближайшей территории, контролируемой противником.
В правительстве заявили, что самолет был потерян в Красногвардейском районе в результате технической неисправности.
Авиабазы Ту-22М
В 2014 году было подсчитано, что у нашей Родины было семь эскадрилий Ту-22М на трех авиабазах: 40 самолетов на авиабазе Белая в юго-восточной Сибири, 28 на авиабазе Шайковка к юго-западу от Москвы и 10 на авиабазе Дягилево в Рязани к юго-востоку от Москвы, которая служит учебным подразделением бомбардировщиков.
Общее количество самолетов в настоящее время составляет 57.
Авиабаза Оленья - крупная разведывательная база ВМФ, расположенная на Кольском полуострове в 92 км к югу от Мурманска.
По состоянию на 2020 год подразделения базы подчиняются подразделению дальней авиации Воздушно-космических сил.
На базе находится почти 40 бомбардировщиков Ту-22М, многие из которых могут быть сняты с хранения.
Авиабаза Белая - важная база дальней авиации воздушно-космических сил в Усольском районе Иркутска.
Она имеет значительное пространство для рампы и 38 посадочных площадок для бомбардировщиков.
С 2020 года здесь дислоцируются бомбардировщики Ту-22М3 200-го гвардейского полка тяжелых бомбардировщиков.
Авиабаза Дягилево находится в Рязанской области. Она служит учебным центром стратегических бомбардировочных.
На ее вооружении находятся самолеты Ту-22М3 и Ту-134.
Шайковка - авиабаза в Калужской области. Это большой аэродром с ангарами и обширной зоной боевого дежурства для истребителей.
По состоянию на 2020 год там располагается 52-й тяжелый бомбардировочный полк, летающий на Ту-22М3.
Интерес в мире к стратегическим бомбардировщикам
Самолету более 55 лет, и модернизация Ту-22М3 была настолько затянута, что ее масштабы ограничены. Производство прекратилось в 1993 году.
Цифры сокращаются. Основные претенденты, Китай, Индия и Иран, не проявили особого интереса.
Производство ее современника, Rockwell B-1 Lancer, прекратилось в 1988 году, и было построено всего 104 самолета.
С упразднением Стратегического авиационного командования в США и передачей самолета командованию воздушного боя в 1992 году ядерные возможности B-1B были отключены, и он был оснащен для обычных бомбардировок.
B-1B участвовал в боевых действиях в операции "Лис пустыни" в 1998 году, во время действий НАТО в Косово и военных действий в Афганистане и Ираке.
По состоянию на 2021 год в ВВС США насчитывается всего 45 B-1B.
Northrop Grumman B-21 Raider начнет заменять B-1B после 2025 года. Все B-1 планируется вывести из эксплуатации к 2036 году.
Наконец, в будущих бомбардировщиках США будут доминировать стелсы B-2 и B-21.
Китай тоже работает над переходом от старинных бомбардировщиков H-6 к малозаметным бомбардировщикам H-20 в течение десятилетия.
Очевидно, что бомбардировщики - это большие самолеты с большим радиолокационным сечением (RCS). В связи с развитием воздушных и наземных ракет очень большой дальности эти самолеты очень уязвимы, если их не замаскировать.
Авиаинженеры нашей страны работают над ПАК ДА Туполева в качестве стратегического бомбардировщика-невидимки следующего поколения.
Сообщается, что три прототипа ПАК ДА почти готовы. Летные испытания планируется начать в феврале 2026 года.
Ожидается, что самолет поступит на вооружение через 8-10 лет.
По какой причине Индия так и не купила Ту-22М3
В 1999 году Индия, как сообщается, подписала контракт на поставку в лизинг четырех самолетов Ту-22М для морской разведки и нанесения ударов.
Эти самолеты вместе с крылатыми ракетами Х-22 должны были поступить на вооружение ВВС Индии (IAF) в 2001 году. Но на сегодняшний день этого не произошло.
Для таких стран, как Индия, первоочередной задачей остается приобретение большего количества эскадрилий истребителей 4 и 5 поколения и освоение технологий малозаметности в истребительной авиации.
Приобретение и обслуживание бомбардировщиков обходятся дорого.
Три Су-30 MKИ могут нести большую боевую нагрузку, чем Ту-22М3, а стоят почти столько же.
Индия сможет рассмотреть возможность покупки или разработки бомбардировщиков-невидимок только примерно через два десятилетия.