Расцвет моделей из восьмидесятых и девяностых годов стал одним из самых обсуждаемых явлений последнего десятилетия на рынке коллекционных автомобилей. Тренд возглавили японские машины вроде NSX, Skyline GT-R и Toyota Supra Turbo, но мы также обратили пристальное внимание на более нишевые экземпляры той эпохи: AMG. Мастерская, тесно связанная с миром гонок и ответственная за создание наиболее устрашающих немецких хот-родов, помогала разрабатывать одни из самых захватывающих и эксклюзивных дорожных болидов минувшего времени. Наша недавняя поездка на суперседане E-класса поколения W124, известном как E 60 AMG, подтверждает истину, которую начинают осознавать многие коллекционеры: подобные бриллианты, выпущенные до слияния с AMG, олицетворяют сразу две компании на пике своего могущества, чьи совместные усилия воплощали в жизнь машины изысканного класса и характера.
Сегодня значок бренда AMG, который теперь полностью принадлежит компании Mercedes-Benz, красуется на всех автомобилях текущего модельного ряда. Однако до 1999 года AMG была независимым тюнинг-ателье, а заветных букв удостаивались лишь немногие Мерседесы, побывавшие в руках опытных специалистов. Фирма сделала себе имя благодаря модицикации автомобилей марки в середине восьмидесятых, и в течение следующих десяти лет сотрудничество двух компаний в основном сводилось к сборке крошечных партий. Самый известный из их проектов, E-Class 1986 года выпуска с 5-литровым V8 от AMG, был по праву прозван «Молотом». Обладая мощностью в 355 лошадиных сил и 526 Н•м крутящего момента, он сочетал в себе характеристики современного суперкара с таким уровнем роскоши, комфорта, технологичности и практичности, благодаря которым Mercedes стал доминирующей силой в 1980-х. Как однажды точно подметили журналисты издания Car and Driver: «AMG создала его для того, чтобы закатать в асфальт всё остальное».
E 60 AMG появился позже, в 1994 и 95 модельных годах, на основе разработанного инженерами Porsche седана E500. И хотя он менее известен, чем «Молот», результат получился не менее впечатляющим. Процесс начинался с того, что клиент заказывал E500 (так седан стал называться с 94-го года, до этого его знали как 500E). Если человек был готов потратить около 22 000 долларов в пересчёте на сегодняшние доллары за опцию с кодовым обозначением «957», то шасси W124, которое уже побывало на сборочной линии Porsche в Цуффенхаузене, а также на собственном заводе Mercedes в Зиндельфингене для покраски, отправлялось примерно на 30 километров дальше к северу — на фабрику AMG в Аффальтербахе. Там, в процессе превращения в E 60 AMG, автомобиль получал собранный вручную 6-литровый V8, развивавший 375 лошадиных сил и 580 Н•м крутящего момента. Пакет 957 «AMG Technology» также включал в себя модернизацию подвески — стабилизаторы, пружины, амортизаторы, трёхсекционные колёса «Aero III» диаметром 17 дюймов и выпускную систему AMG с отполированными до блеска сдвоенными квадратными насадками.
В ту эпоху Mercedes и AMG практически не вели никаких записей, и документация оставалась довольно скудной. Большинство сходится во мнении, что 45 экземпляров E 60 AMG были построены в период с сентября 1993 по ноябрь 1994 года. Стоимость: 108 700 $, что сегодня составляет порядка 236 300. Считается, что практически все эти автомобили оснащались опцией с кодом 958 (пакет отделки «Limited»), также доступной для поздних моделей E500.
Оригинальная комплектация 958 включала 17-дюймовые кованые алюминиевые диски от Мерседеса 190E Evo II, а также интересную чёрно-серую кожаную отделку центральных сидений, рулевого колеса, ручки переключения передач и чехла для руководства пользователя.
Снаружи этот E 60 AMG цвета «Сапфировый Чёрный Металлик» выглядит прямо-таки зловеще. Трёхсоставные крашеные диски и утончённые хромированные наконечники выхлопной системы привносят во внешность щепотку глянца из 90-х, но в остальном экстерьер, разработанный Бруно Сакко, остался нетронутым. В его простоте есть смысл: пропорции шасси W124 Mercedes неподвластны времени, а расширенная колея и заниженная подвеска (на 38,1 и 22,8 миллиметра соответственно) придают силуэту ощущение сдержанной мощи.
Если не принимать во внимание яркие акценты цвета и узоры, то гениальность его интерьера в большей степени относится к Мерседесу и поколению W124, нежели к заслугам AMG. Простая, понятная и логичная компоновка. Чёткие и разборчивые приборы, ничто не отвлекает от дороги. В кресле водителя создаётся ощущение, будто вы сидите в самом центре между передней и задней частями автомобиля, поэтому — хотя W124 и кажется внушительным по размеру, — он легко чувствуется и управляется в пробках.
Обзорность превосходна, в основном благодаря капоту и боковой линии, которая выглядит низкой по сравнению с современными автомобилями. Всё в этом салоне говорит о балансе между порядком и благородством, от разумно организованной центральной панели до приятного и просторного заднего дивана. Легко понять, почему E-классы минувшей эпохи так сильно любили использовать в качестве такси, корпоративных автомобилей и представительских седанов.
Хотя с момента появления E 60 AMG прошло тридцать лет, автомобиль рулится с уверенностью и надёжностью, явно опережающими своё время. Отдача наиболее внушительна в среднем диапазоне оборотов, однако 6-литровый V8 весело рычит независимо от того, куда устремлена стрелка тахометра. E 60 не обрушивает вам на голову тягу, шум и вибрации, как современные V8 от AMG, но, тем не менее, ощущается быстрым и властным. Да он и не торопится — четырёхступенчатой автоматической коробке требуется время, чтобы настроиться и скинуть передачу, если вы внезапно утопите педаль газа. Мощность всегда приходит плавно, заставляя автомобиль двигаться вперёд, но не расстраивая шасси или пассажиров.
Перед нами автомобиль, который не заинтересован в показухе, несмотря на свои огромные возможности. Если вы вдруг помните Дэвида Робинсона, ветерана ВМФ, звёздного центрового баскетбольной команды San Antonio Spurs из 90-х, то E 60 AMG напоминает его игру — дисциплинированный, целеустремлённый и непоколебимый благодаря своим твёрдым убеждениям. Больше всего это заметно в скоростных поворотах. Кузов E 60 кренится и раскачивается на входе в поворот, но шины без проблем вгрызаются в дорогу и находят сцепление. Траектория отлично удерживается, даже при сильном сбросе газа, а рулевое управление остаётся лёгким и точным на протяжении всего заезда. Удобный по размеру руль может показаться немного невнятным, так как гидравлический усилитель интенсивно работает на низких скоростях во время парковки, особенно вблизи центральной зоны, но в остальном он воспринимается естественно. Ещё сильнее удивляет рычаг автоматической коробки, который с приятной лёгкостью скользит через «нейтралку», когда включает задний ход и переходит обратно в режим движения. Каким бы устрашающим ни казался E 60 AMG издалека, он гораздо более дружелюбен и приветлив, чем можно было бы ожидать.
Рыночные показатели говорят о том, что подобные AMG, выпущенные до слияния — включая «Молот», 500 SEC, C 36 и кабриолет SL — в последнее время находят всё больше желающих на публичных аукционах. Плотность точек на приведённом ниже графике демонстрирует, что за последние два года объём аукционных продаж был гораздо выше, чем за четыре предыдущих. «Наибольший разброс цен среди моделей Mercedes/AMG мы наблюдаем на примере E-класса, в частности из-за популярности купе и седанов данной модели, — говорит руководитель отдела аналитики Hagerty Джон Уайли. Во время пандемии их стоимость несколько раз достигла впечатляющих результатов, превысив планку в 750 000 долларов (на аукционе Amelia в 2023 году компания Broad Arrow продала седан за 775 000, а купе — за 885 000 долларов).
E 60 не совсем подходят под заявленную категорию, а их редкость и относительная новизна на публичных аукционах затрудняют получение исчерпывающих данных. Уайли отмечает, что эти автомобили стоят примерно в 3 раза дороже эквивалентного E500. Автомобиль, на котором мы катались, чтобы написать эту статью, ранее выставлялся на аукционе Amelia 2024 с оценкой в 250 000-300 000 $, но так и не был продан. С точно такой же оценкой он отправится на аукцион Broad Arrow Amelia в Монтерее.
В нашем февральском анализе рынка моделей AMG, выпущенных до слияния, управляющий редактор Эдди Экарт отметил, что правильный автомобиль может привлечь правильных покупателей. «Учитывая рост популярности этих коллекционных экземпляров, на рынке появляется всё больше предложений, а база знаний покупателей начинает расти».
«Мы имеем дело с довольно молодыми покупателями, что весьма удивительно. Согласно нашим данным, около 52 процентов ранних автомобилей AMG (до C36) принадлежат миллениалам (людям, рождённым с 1980 по 2000 год), ещё 34 процента — представителям поколения Икс (1965-1980), и только 14 — так называемым бэби-бумерам» (1946-1964).
Что в свою очередь свидетельствует о блестящем будущем этих редких и особенных немецких хот-родов, однако именно автомобили в отличном состоянии и с надлежащей документацией способны вызвать наибольший интерес. Многие 500E и E500, к примеру, не оснащались заводским пакетом опций 957, но, тем не менее, получили 6-литровые V8 от AMG и тому подобные модификации в последующем (такие автомобили были особенно популярны на японском рынке). Некоторые из этих доработок, как утверждается, даже выполнялись специалистами самой AMG.
Партнёрство между компаниями AMG и Mercedes стало ещё более тесным после того, как в 1999 году последняя получила контрольный пакет акций, а в 2005 году — полное право собственности. Модель E 60 знаменует собой момент, когда две разные фирмы сблизились в своём стремлении к общей цели. E 60 AMG считается редким не только из-за небольшого объёма производства, но и благодаря богатому водительскому опыту, который обеспечивается в результате такого сотрудничества — сбалансированному коктейлю из мощи и роскоши. То, что W124 — от базовых моделей до E 60 — до сих пор вызывают уважение у поклонников марки Mercedes, свидетельствует о богатом наследии данного поколения E-класса. Однако E 60, стоящий на вершине иерархии, дополняет картину особой порцией силы и изысканности.
Источник: Eric Weiner / Deremer Studios / Hagerty
Что скажете об этом автомобиле, друзья? Как вы уже заметили, я не впервые упоминаю «Волка» на страницах своего блога, но каждый раз делаю это с интересом и узнаю что-то новое.